Задать вопрос

Финансовое детское лето

27.07.2023

Как развивать финансовую грамотность у детей на каникулах

Не все взрослые любят каникулы так же, как их дети. Пока ребенок учится, его время упорядочено учебным процессом, есть график и понятная занятость. Летом эту задачу приходится решать родителям. Спокойствие! Для тех, кто не знает, чем занять своих чад на летних каникулах, мы сделали подборку игр и заданий на каждый день для развития финансовой грамотности. Устроить игру-испытание с вознаграждением за прохождение всех заданий или просто марафон — решать вам. Главное — это азарт и интерес в глазах ребенка!

Кадр из мультфильма «Три Кота«, серия «Закон экономии» Кадр из мультфильма «Три Кота«, серия «Закон экономии»

Задания для дошкольников и первоклассников

Постигать азы финансовой грамоты лучше лет с пяти, с самых простых вещей.

День 1: изучаем деньги

Лучше взять настоящие, если вы уверены, что ребенок не порвет купюры. Или начать с монеток разного номинала. Чтобы пояснить разницу между 1 и 10 рублями, берем счетные палочки или рисуем точки на листке и рядом с ними кладем монетку или купюру. Задание: рассортировать деньги по номиналам.

День 2: сколько денег в семейной копилке?

Предлагаем посчитать, сколько денег в копилке или у мамы в кошельке. Самое время рассказать, откуда берутся деньги. Например, что их можно получать по-разному: ходить на работу, а если ее нет, то оформить пособие и пойти учиться, продавать товары, создавать свой бизнес, сдавать жилье в аренду или положить деньги на счет в банке под проценты. Расскажите ребенку, что любой доход — это эквивалент вложенного труда. Ведь чтобы сдавать квартиру, ее надо сначала купить. Попросите ребенка перечислить, откуда мама и папа берут деньги.

День 3: что будет, если деньги нарисовать?

Сегодня творческий день! Предлагаем нарисовать деньги, но не просто так, а сделать максимально точную копию настоящих купюр. Какие элементы ребенок увидит и решит повторить? Покажите разницу между купюрами: у каждой свой неповторимый рисунок. Поясните, что нарисованные и настоящие деньги — это разные вещи и на первые ничего нельзя купить. Покажите маленький фокус — водяные знаки, по которым можно отличить подлинные купюры от поддельных, и объемные детали — по ним люди с плохим зрением могут распознать номинал.

День 4: урок от Фиксиков

Закрепить материал помогут серии «Фиксиков» с названием «Деньги» и «История вещей — деньги». На примере мультфильма предлагаем обсудить с ребенком тему дружеской помощи и работы за деньги. Дружба — это отношения с близкими людьми, с которыми у нас есть общие интересы, симпатия, уважение и доверие. Мы им помогаем, потому что хотим это сделать, а не получить что-то взамен. Так же и в семье. Работа — это наши профессиональные навыки, время и силы, которые мы обмениваем на деньги, принося пользу обществу, то есть дальнему кругу людей.

День 5: куда уходят деньги?

Сегодня разобраться, что такое расходы, нам поможет мультсериал «Три кота». В серии «Поход в магазин» поднимается тема приоритета расходов. Знаем, что многим родителям сложно объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Но наберитесь терпения и вместе с ребенком поисследуйте, куда уходят деньги. Возьмите монеты разного номинала — каждая из них будет покрывать одну из статей расходов. Создайте общий банк доходов, а каждый расход на листочке отметьте значком: для ЖКХ нарисуйте домик, для воды — кран, для вывоза мусора — ведро, для продуктов — корзину с овощами и фруктами и т. д. Распределяйте деньги в порядке приоритета: сначала на еду и оплату счетов, потом — на одежду, машину и бензин, затем уже на игрушки, поездки, подарки. Объясните ребенку, почему нужен именно такой порядок. Разница между потребностями и желаниями в том, что без первых мы не проживем, а без вторых — запросто. Но когда доход растет, некоторые «хотелки» переходят в потребности. Например, новая одежда. И хотя на все-все может денег не хватать, на самое главное желание их всегда можно накопить.

День 6: что такое экономия?

«Три кота» снова спешат к нам на помощь. В серии «Закон экономии» рассказывается о том, почему нужно выключать свет. А какие еще существуют способы экономии? Спросите, на какое желание ребенок потратил бы деньги от экономии? Сегодня мы предлагаем завести отдельную копилку для него. Или просто красивый конверт или кошелек. Навык откладывать на желаемое пригодится не только в сфере финансов, но и позитивно скажется на умении достигать цели.

День 7: вознаграждение

Идем вместе на прогулку, в магазин или парк аттракционов и подкрепляем результат от прохождения игры позитивными эмоциями! Можете до начала игры определить вознаграждение за каждое выполненное задание. Складывайте его в копилку, а в конце недели разрешите ребенку потратить эти деньги на что-то приятное.

Задания для детей 9—13 лет

День 1: учимся расставлять приоритеты

Эту неделю предлагаем начать с приятного! Попросите ребенка составить список желаний. Затем напротив каждого пункта проставьте стоимость. Поясните, что между потребностями и желаниями есть разница и что в первую очередь деньги идут на то, без чего нельзя прожить. И что желаний много, а сбываются они по очереди, если им немного помочь. Предложите ребенку выбрать одно самое главное желание из списка и накопить на него деньги.

День 2: карманные деньги

Необходимость распределять финансы появляется вместе с первыми деньгами в личном кошельке. Конечно, только вам решать, давать ли ребенку деньги на карманные расходы. И если да, то с какой периодичностью и в каком размере. Скажем только, что для обучения достаточно и небольшой суммы.

Сегодня учимся откладывать деньги. Если ребенок выполнил задание первого дня, то целью будет исполнение его желания. Если нет, то в качестве упражнения можно распределить гипотетические 5 000 рублей, которые, например, подарили. Расскажите ребенку, что копить можно для разных целей, что на подушку безопасности или на случай внезапных расходов принято откладывать 1/10 часть каждой полученной суммы. Сколько положить в конверт или копилку на исполнение желания, ребенок может определить сам. Но лучше ставить посильную цель, не сильно растянутую во времени, а часть денег нужно оставить на повседневные расходы. Помогите ребенку определиться с суммой и вместе положите первую часть в копилку.

День 3: учет расходов

Сегодня формируем еще одно нужное умение — фиксировать траты. Если нет карманных денег, предложите ребенку записывать семейные расходы по чекам в тетрадь. Это позволит в конце недели или месяца проанализировать, на чем можно сэкономить, что лучше покупать оптом, а без каких покупок можно обойтись.

День 4: как ребенку заработать денег

Пришло время для мозгового штурма. Придумайте вместе с ребенком, как ему заработать денег. Вот несколько вариантов для начала.

·       Сделать инвентаризацию вещей: игрушки и одежду в хорошем состоянии, если они уже не нужны, выставить на продажу на «Авито».

·       В качестве подработки помогать по хозяйству (помимо повседневных обязанностей, которые есть у ребенка). Обговорите фронт работ, время на выполнение и оплату.

·       Первый бизнес: проводить мастер-классы для маленьких, делать заколки и продавать их через интернет, снимать видео на телефон и т. д.

Финансовые настольные игры Финансовые настольные игры

День 5: играем всей семьей

Вечер пятницы — отличный повод собраться всей семьей и сыграть в настольную игру для развития финансовых умений. Можно позвать друзей-сверстников ребенка, организовать им игру, а самим немного отдохнуть. Выбрать «настолку» можно тут

День 6: идем по магазинам вместе

Сегодня формируем умение покупать товары по списку. Объясните ребенку, зачем нужен список продуктов, составьте его вместе, расскажите, что вы обычно в него включаете и для чего. Обсудите, какие продукты нужны для приготовления любимых блюд. В магазине позвольте ребенку самому найти молоко, хлеб, обратите его внимание, что название продукта одно, а вариантов товара много. Поясните, в чем разница, как продукты отличаются по качеству и составу, каких ингредиентов в составе лучше избегать. Можно взять с собой калькулятор, чтобы ребенок мог в процессе выбора сразу подсчитывать стоимость всей корзины. Обратите его внимание, что акции тогда выгодны, когда товар есть в списке покупок. Иначе потратите больше, чем планировали.

День 7: вознаграждение

Закрепляем результат позитивным событием.

Задания для подростков

День 1: личный бюджет

Бюджет на месяц формируется заранее с учетом прогноза всех поступлений и расходов, а также подушки безопасности и накоплений на личную финансовую цель. Сначала ожидания могут не совпадать с реальностью, ведь сразу все расходы не учесть. Но последующий анализ реальных доходов и расходов позволит скорректировать суммы и финансовое поведение в будущем.

Для ведения бюджета можно воспользоваться приложением, обыкновенной таблицей или даже красивой тетрадью. В конце месяца подводим итог. Какой получилась погрешность? Удалось ли уложиться в бюджет, сэкономить или он получился дефицитным, то есть денег не хватило?

День 2: платим по счетам

Делегируйте ребенку часть обязанностей: покупку продуктов по списку или какой-то одной позиции (например, хлеба), корма для кота и т. д. Можно поручить подростку электронные платежи: оплату интернета, услуг ЖКХ. Если не поручаете навсегда, то сегодня в качестве тренировки покажите, как это делается. Вместе пройдитесь по приложениям, проверьте все ежемесячные подписки и автоплатежи в личном кабинете, отмените услуги, которыми уже не пользуетесь. Даже если это «копеечный» привычный платеж. Из таких привычек и складывается навык контроля расходов.

Фото: Ваши личные финансы Фото: Ваши личные финансы

День 3: банковские карты

Изучите условия получения кешбэка и другие предложения в приложении вашего банка. Так, например, в Сбере историю расходов и доходов можно посмотреть в виде диаграммы и графика по месяцам, также приложение сортирует траты по категориям. Изучите условия банковской копилки и сравните с накопительным счетом. Предложите ребенку сделать выводы: какой вариант для какой из целей больше подходит. Например, чтобы накопить на образование, лучше положить деньги на счет под хороший процент. А что подойдет для маленькой цели?

День 4: налоговый урок

О налогах ваши дети уже наверняка слышали. Если нет, то пора рассказать. А еще лучше показать в налоговом кабинете на сайте ФНС. Вместе найдите общую сумму налогов, поясните, за что ее начислили (машина, квартира и т. д.). Расскажите, почему налоги следует оплачивать вовремя, что такое пеня и куда идут эти деньги.

День 5: ответственные решения

Подросткам важно чувствовать себя самостоятельными. Быть может, настало время выдавать ребенку карманные расходы сразу на неделю или месяц? Продолжительный период научит не спускать все сразу, а распределять финансы. Задача взрослого — убрать контроль, но предложить самостоятельно вести учет на бумаге, чтобы ребенок сам видел, на что и сколько потратил и сколько осталось. Хорошо работает метод четырех конвертов: сумма на месяц распределяется равномерно на четыре конверта. Для наглядности на каждом можно проставить даты. Главное правило — не открывать следующий конверт раньше времени.

День 6: как подростку заработать денег?

Если ваш взрослеющий ребенок не готов довольствоваться только карманными деньгами и уже хочет почувствовать себя самостоятельным, самое время подобрать подходящий для него вариант работы. Подробно об этом писали здесь. Это может быть подработка на лето (мы писали об этом в номере «ВЛФ» за июнь-июль 2022 г.). Или же ваш ребенок придумает свою услугу или товар и презентует его интернете. Можно заработать на сдаче пластика и макулатуры на переработку. Придумайте свой вариант!

День 7: вознаграждение

Вы хорошо поработали! Вознаградите себя и своего подростка радостным событием.

Теги:
Юлия Кривокрасова
Редакция «Ваши личные финансы»