20 июля 2011 года Правительство РФ распоряжением № 1275-р одобрило Концепцию создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Основной целью создания и развития системы «Электронный бюджет» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий.
Концепция «Электронного бюджета» подразумевает централизацию, стандартизацию и унификацию всех бюджетных процессов. Все ведомства должны быть связаны между собой в едином информационном пространстве. Стандартные справочники и нормативно-правовые акты должны быть доступны любому учреждению, пусть даже оно находится в далеком селе. Обязательно должна быть обеспечена прозрачность: финансовые и нефинансовые активы, госзакупки — все, что делают учреждения государственного и муниципального секторов, должно быть подконтрольно государству и обществу.
И, наконец, «Электронный бюджет» должен облегчить работу сотрудникам учреждений, исключив многократный ввод одних и тех же операций.
Таким образом, основное новшество, предусматриваемое «Электронным бюджетом», заключается в формировании единого электронного цикла бюджетного процесса, который обязательно должен обеспечивать взаимосвязь стратегического бюджетного планирования, процесса исполнения бюджета, иметь встроенные средства мониторинга достигнутых результатов. Электронный бюджет должен включать специальные подсистемы для полной взаимосвязи с процессом государственных закупок, включая процедуры планирования закупок и исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Все процессы, представленные в электронном бюджете, должны покрываться подсистемой автоматизированного государственного (муниципального) финансового контроля.
В течение последних лет Департамент финансов на территории Томской области выстраивал систему казначейского исполнения бюджета, как областного, так и на муниципальном уровне. Теперь, когда система создана, стало понятно, что это всего лишь часть процесса. Но если говорить о результативности бюджетных расходов, то начинать надо с целей, задач, а также с планирования. После этого идет цикл доведения бюджетных средств до получателей, закупки, казначейское исполнение, затем цикл постановки на учет и — снова планирование. Круг замыкается. И весь этот замкнутый бюджетный цикл предстоит автоматизировать.
В конечном итоге должен быть создан сайт, где должны быть, например, нарисованы все существующие дороги в Томской области. И любой гражданин сможет посмотреть, в каком году сколько денег было выделено на ремонт конкретной дороги, кто выиграл конкурс, какие акты были подписаны. Тогда он сможет вспомнить, видел ли он на этой дороге рабочих, чинили ли они что-то и, самое главное, починили ли в итоге. И если гражданина не устраивает качество оказанных услуг, он сможет отреагировать на это. Таким образом, мы получим полноценный контроль населения за расходованием бюджетных средств.
Томская область существенно продвинулась на пути создания элементов «Электронного бюджета». В настоящее время запускается «облачная» бухгалтерия, которая будет включать в себя и бюджетную отчетность с возможностью ведения учета для 1600 организаций в единой базе данных.
В результате мы получим:
- «прозрачность» финансово-хозяйственной деятельности учреждений государственного и муниципального секторов;
- оперативный доступ к информации о доходах и расходах учреждений государственного и муниципального секторов;
- максимальное исключение бухгалтерских ошибок посредством введения единых стандартов ведения учета;
- обеспечение мониторинга бухгалтерского учета посредством доступа к первичным данным всех подведомственных учреждений;
- получение достоверной информации об общей кредиторской задолженности учреждений государственного и муниципального секторов в разрезе поставщиков и статей расходов.
Кроме того, в Томской области осуществляется перевод всех финансов области в единый комплекс автоматизированного центра контроля, который позволяет использовать единые базы данных, в которых хранятся и обрабатываются все операции
по исполнению всех бюджетов на территории Томской области. Результатом этого должны с тать:
- оперативный контроль со стороны Департамента финансов Томской области за бюджетным процессом в муниципальных образованиях;
- возможность в режиме реального времени получать отчетность об исполнении местных бюджетов;
- унификация процессов управления бюджетами Томской области, установление единых правил и норм в отношении организации исполнения муниципальных бюджетов;
- сокращение общих расходов на поддержание актуальности информационной системы.
Внедрение «Электронного бюджета» является очень важной задачей, на пути решения которой стоит еще очень много проблем. Однако наша уверенность в необходимости ее создания и профессионализм специалистов позволят нам внедрить и использовать инструменты «Электронного бюджета» уже в среднесрочном периоде.