Представители Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) представили результаты очередного этапа независимого мониторинга «Состояние защиты прав и интересов потребителей на рынке сберегательных услуг в России». Исследование проводилось в рамках проекта Минфина «Содействие повышению уровня финграмотности населения и развитию финобразования в РФ».
Как отметил председатель правления КонфОП Дмитрий Янин, в условиях снижения ставок по банковским вкладам население ищет новые возможности для размещения своих сбережений, обращая внимание на рискованные (по сравнению с банковскими депозитами) финансовые продукты.
«Данные обстоятельства делают особенно актуальным результаты исследования КонфОП в части недопущения мисселинга — недобросовестной практики навязывания клиентам финансовых продуктов, которые не подходят по своим характеристикам большинству граждан», — пояснил он.
Дмитрий Янин предложил обязать банки выдавать потребителю договор с индивидуальными условиями для предварительного ознакомления, а также оформлять договоры в доступной, понятной и стандартизированной форме. Для предотвращения практики автопролонгации вкладов на невыгодных для клиентов условиях предлагается обязать банки информировать потребителей (например, через СМС-оповещение) об окончании срока депозита.
При продвижении гибридных или инвестиционных продуктов было отмечено недопущение практики мисселинга, а также запрет на использование слова «вклад» при продвижении инвестпродуктов.
Помимо этого, Янин рекомендовал усилить контроль за исполнением указания Центробанка «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестдоходе страховщика».
Кроме того, представители КонфОП предлагают законодательно закрепить правило присутствия ссылок на сайты, посвященные финграмотности, в верхних строках выдачи при запросах в ключевых поисковиках, например, если пользователь вбивает в поисковую строку запрос: «выгодное финансовое вложение». Ссылки на верифицированные госресурсы, посвященные финграмотности, должны предостеречь граждан от рискованных инвестиций.
Для уточнения требований к информированию потребителей на сайтах микрофинансовых организаций представители КонфОП предлагают нормативно закрепить обязанности МФО информировать своих потенциальных клиентов о рисках инвестирования, отсутствии госгарантий, порядке выплаты дохода и особенностях налогообложения возможных доходов.
Как отметил замдиректора департамента финансовой политики Минфина Алексей Яковлев, за последнее время министерство и ЦБ провели большую работу по защите прав потребителей и улучшению информирования клиентов о финпродуктах и связанных с ними рисках.
«Мы проводили системную работу, чтобы клиент, придя за кредитом в банк, был информирован и знал, какой продукт он приобретает, какие риски с этим связаны и какие шаги ему в случае чего предпринимать», — сказал Яковлев.
При этом он добавил, что остаются финансовые продукты, которые предлагаются под видом банковских вкладов, о которых также необходимо рассказывать.
«В данном случае важна информационная симметрия: то, с каким вопросом приходит клиент в финансовую организацию, и то, что он в итоге слышит в ответ на свой вопрос. Если практика покажет, что существующих мер недостаточно, ведомство готово рассмотреть возможность внесения дополнительных изменений в законодательство», — отметил эксперт.
Начальник управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг ЦБ Алексей Чирков подчеркнул, что регулятор ведет работу по улучшению ситуации с информированием вкладчиков об условии вкладов.
В частности, готовится законопроект, который обяжет финорганизации раскрывать для вкладчиков минимально гарантированную ставку. В случае несоблюдения данного требования у Банка России будет юридическая возможность применять санкции.
Вторая часть данного законопроекта — введение нормы, когда ключевые условия договора — сумма, срок, процентная ставка и ряд других важных данных — излагались в понятной и наглядно табличной форме и были предоставлены клиенту еще до подписания договора.
Подобная норма, по мнению авторов законопроекта, будет способствовать развитию честной конкуренции среди кредитных организаций, поскольку они будут использовать единую методику расчета минимально гарантированной ставки, а у вкладчиков будет единое представление о цене продукта.
Помощник управляющего Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров Сергей Гирнис привел статистику по количеству выявленных финансовых пирамид за последние три года. «В 2017 году — 130, в 2018-м — 168, за девять месяцев текущего года — 240. И хотя в этих цифрах присутствует и эффект усиления контроля, но динамика тревожная. Пирамиды становятся все более разнообразными — практически под любую аудитории», — предупредил эксперт.
Он также отметил, что кредитные кооперативы, привлекающие деньги граждан на более выгодных (по сравнению с банковскими депозитами) условиях, часто дают ложные гарантии по страхованию сбережений граждан.
«В конце прошлого года и начале текущего более 80% обращений к нам на горячую линию были связаны с недобросовестными кредитно-потребительскими кооперативами, — рассказал Сергей Гирнис. — В своей рекламе они особый упор делают на гарантиях сохранности сбережений. И действительно, в соответствии с законом создаются компенсационные фонды, КПК страхуют свою ответственность по отношению к гражданам. Проблема заключается в том, что в реальности система страхования и компенсаций на рынке кредитной кооперации не работает. И об этом надо предупреждать потенциальных пайщиков».
Полная версия мониторинга доступна на сайте КонфОП.