Задать вопрос

Дети и деньги: задаем вопросы психологу

04.10.2024

Отвечает психотерапевт Татьяна Москвитина.

В каком возрасте можно говорить с детьми про деньги и как начинать это делать?
Татьяна Москвитина Татьяна Москвитина

Отвечает психотерапевт Татьяна Москвитина:

— Чем раньше, тем лучше. Где-то до двух лет ребенок еще практически не разговаривает, но с двух лет он начинает говорить и активно интересоваться окружающим миром. Нашим родителям в этом отношении было проще, потому что были наличные деньги, стоило оставить их на столе, как у ребенка тут же возникал живой интерес: а что это такое? Можно было легко объяснить, что это, зачем и как это применять. Сейчас родителям сложнее, ведь большинство пользуются карточками, а у ребенка, это нужно помнить, наглядно-образное мышление, а абстрактно-логического мышления не хватает. И объяснить маленькому ребенку, что такое карточка, что здесь деньги и зачем они нужны, довольно-таки проблематично. Поэтому на физическом примере было бы гораздо проще ребенку показать, что такое деньги, в чем их функция. И было бы полезно для наглядности рассчитываться за какие-то мелкие покупки наличными деньгами. Так ребенок будет видеть деньги, интересоваться ими, трогать руками, учиться считать. Поэтому при маленьких детях лучше рассчитываться наличными деньгами. 

Как объяснить ребенку, что такое дешево и что такое дорого? Как донести, что не всякая вещь семье по карману? 

— Любой поход в магазин должен быть спланирован, ребенок должен понимать, зачем мы идем, что нам нужно и как мы эту вещь будем применять. И мне кажется, понятия «дорого» и «дешево» по сути относятся не к количеству денег в нашем кошельке, а к ценности той вещи или услуги, которую мы приобретаем. Потому что, например, мое хобби — генеалогические поиски. И когда я обращаюсь в архив и мне там делают архивную выписку, приходится платить довольно-таки много, почти тысячу рублей за один листочек бумаги. Но для меня это ценно, и поэтому я не считаю, что получить три выписки — это дорого. Потому что ценность самой выписки для меня высока. А есть, например, некоторые вещи бытового плана, которые стоят, условно говоря, ту же тысячу рублей. Но для меня ценность вещи определяется, скажем, на уровне 500 рублей. И тогда цена в 1000 рублей для меня будет выглядеть слишком завышенной. Поэтому мне кажется, что лучше всего с ребенком говорить про деньги через ценность вещи. Насколько она для тебя ценна? Насколько она для тебя важна? Можем ли мы на нее потратить деньги, которые за нее просят?

Как соблюсти баланс цены и ценности? И как защитить ребенка от влияния внешней среды и культа потребления?

— Наверное, никак. Сейчас в нашем мире слишком много информации. Это не 200 лет назад, когда мы ничего не знали об окружающем мире и жили только в своей деревне или небольшом городе. Сейчас — нет. У нас есть гаджеты, телевизор, у нас есть глянцевые журналы, соцсети. Мы знаем очень много. Поэтому защитить мы не можем, мы можем этому только что-то противопоставить.

И нужно воспитывать в ребенке не культ потребления, который воспитывался на протяжении последних 20−30 лет, а донести мысль, что человек создан, чтобы что-то производить. Человек должен быть созидателем, а потребитель — это вторая функция, не главная, не основная. И, конечно же, воспитывать личным примером. Рассказывать, что я делаю для того, чтобы получать деньги, сколько я вкладываю своих сил, ресурсов в это, какое я получил для этого образование, что мне для этого понадобилось. Нужно передавать вот эти ценности и ценности семейные, дружеские. Кстати говоря, поговорку, которую я слышала в своем детстве, в последние лет 30 я ни от кого не слышала: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Ее сейчас нет, а ведь она очень важна. Потому что случись глобальный сбой, потеряй мы какие-то ресурсы, мы можем опираться только на дружеские и эмоциональные связи. Они порой гораздо важнее. Неформальные, нефинансовые, нематериальные связи объединяют людей. Все держится на личных взаимосвязях. Помогут хорошие примеры из литературы, то, что цепляет ребенка из фильмов, крепкая, дружная семья. Они будут показывать ребенку, что не все в мире определяется материальными вещами.

Психотерапевт Татьяна Москвитина рассказала «ВЛФ» в прямом эфире, когда лучше приглашать ребенка к участию в хозяйственной жизни семьи, давая ему небольшие поручения. 

Смотреть эфир можно тут: 

✔️ВК

✔️Rutube

Теги:
Наталья Тарасова
Редакция «Ваши личные финансы»