Как ни крути, пока в России культура разумного потребления, сортировки и переработки вторичного сырья — это скорее частные истории. Кто-то разделяет мусор на своей кухне, некоторые кафе и магазины предлагают скидки и бонусы для своих клиентов за отказ от пластика или использование собственной тары. Лишь немногие приходят к тому, что вторичное сырье можно конвертировать в живые деньги. Журналист «ВЛФ» узнал у предпринимателя, что такое прикладная экология, как запустить бизнес в пандемию и есть ли в Томске перспективы для заработка на мусоре.
Случайность, изменившая жизнь
Когда мы говорим о людях, которые работают в сфере экологии, представляем себе энтузиастов, которые с детства мечтали спасать планету. Но Александра Матвейчука на этот путь привела случайность. Он несколько лет проработал в группе компаний «Лама», оптимизировал затраты предприятия на вывоз отходов, создал подразделение, которое занималось организацией процессов сбора и продажи вторичного сырья, а позже решил уйти в свободное плавание. В 2020-м Александр по франшизе открыл пункт по сбору и сортировке вторсырья.
— Я родом из Казахстана. К нам в школу приезжала выездная комиссия из ТУСУРа, чтобы абитуриенты могли на местах сдать вступительные экзамены в вуз. Набрал баллы, которых хватило для поступления только по направлению «Экология». А потом меня затянуло, — рассказывает Александр.
В 2011 году будущий предприниматель окончил университет, сотрудничал с компаниями «СИБУР» и «Росатом», организовывал для них экологические акции: посадку деревьев, субботники и прочее. В 2013-м Александр устроился на работу в ГК «Лама», где прошел путь от менеджера проектов до директора департамента эксплуатационного содержания и обслуживания объектов.
Как превратить мусор в деньги
В «Ламе» Александру предложили должность менеджера проектов. Перед ним стояла задача — оптимизировать расходы на работу с твердыми коммунальными отходами.
— У компании был заключен договор с подрядчиками по вывозу ТКО, на это тратилось приличное количество денег, однако качество услуг не всегда соответствовало ожиданиям, — делится наш собеседник. — Я инициировал и проработал проект по вывозу ТКО собственными силами, вышел на проектный комитет компании и защитил бюджет. Руководство выделило на реализацию проекта деньги, на которые были приобретены два мусоровоза, мусорные баки на каждый магазин и производство, шесть единиц пресс-компакторов. Своими силами начали вывозить мусор.
Когда проект запустили, Александр понял, что часть мусора — это вторичное сырье, которое можно отправлять в переработку и получать за это деньги.
— Я работаю в сфере экологии, но она у многих ассоциируется с защитниками природы, «Гринписом» и тому подобным. Мне же была важна прикладная экология, которая не может работать без системного подхода, — говорит Александр. — Магазины начали собирать картонные коробки, пластик, деревянные ящики. Их отправляли на распределительный центр. Моим вторым проектом стала установка автоматического пресса с автоматической линией подачи. Вторсырье клали на ленту, все это прессовали в брикеты и дальше отправляли на переработку. Так мы получали 150-200 тонн вторсырья в месяц.
Реализация проекта помогла работодателю Александра снизить объемы мусора, в два раза сократить затраты на вывоз ТКО и найти новый источник дохода. Но, как оказалось, не все шло гладко, сложнее всего было выстроить работу с людьми на местах.
— Разработали нормативы, наладили документооборот, выстроили финансовую мотивацию, но это не всегда помогало. Мы установили в приемное окно мусоровоза видеокамеру. Когда машина заезжала в геолокацию магазина, камера включалась и мы могли видеть процесс утилизации в режиме реального времени. Например, машина заезжает, начинает забирать мусор, мы видим в нем фракции пленки или картона. Это живые деньги, которые мы теряем. Приходилось выяснять с руководителями на местах, в чем проблема. Приучать пришлось долго, на это ушло примерно два года, — рассказывает Александр.
Открыть бизнес в кризис
Александр смеется, что ушел из «Ламы», потому что там закончились должности. Решил заняться бизнесом, в партнеры позвал друзей. С 2018 года работает в сфере клининга, а в октябре 2020-го приобрел франшизу и открыл пункт приемки и сортировки вторсырья в Томске. Сейчас фирма работает с картоном, бумагой и полиэтиленом.
— Анализировали направления, которые показывали рост в период пандемии. В России их было всего четыре, одно из них — переработка гофроупаковки, — делится Александр. — Работать решили по франшизе. Во-первых, это уже налаженная бизнес-модель, разработка своей обошлась бы дороже на четыре-пять миллионов рублей. Во-вторых, ты точно понимаешь, сколько времени уйдет, чтобы запустить работу. Для нас это было важно.
Почти год ушел на изучение рынка. Свой выбор остановили на франшизе компании «Вторпроект». Компания была основана в 2010 году в Челябинске предпринимателем Борисом Топильским, с 2019 года занимается франчайзинговой деятельностью.
— Бизнес-модель, по которой они работают, показалась нам самой понятной. Поехали в Челябинск, посмотрели на месте, как все устроено. Потом посетили конкурентов, узнали, как работают они. В итоге остановились на «Вторпроекте», — поясняет предприниматель.
Тогда, в 2020 году, для открытия пункта приема и сортировки вторсырья в Томске требовалось примерно 2,5 миллиона рублей. Два из них шло на закупку оборудования и рекламу, 500 тысяч рублей стоила сама франшиза. Эти деньги нужно было заплатить управляющей компании, чтобы использовать ее бренд и работать по уже налаженным бизнес-процессам.
— Часть денег уже была, чуть больше миллиона рублей пришлось взять в кредит под залог автомобиля, — рассказывает Александр. — На эти деньги купили «Газель», автовесовую установку, пресс, паллетные и крановые весы, запустили рекламу. На четвертый месяц работы бизнес стал безубыточным. На старте мы отгружали 30 тонн вторсырья, сейчас цифра увеличилась до 150-200 тонн в месяц.
Команда
Первых сотрудников Александр искал в интернете, позже кого-то рекомендовали знакомые, кто-то приходил сам. Набрать команду удалось достаточно быстро, большинство сотрудников работают в компании с первых дней.
— Зарплата работников пункта приема и сортировки вторсырья напрямую зависит от выработки. Если они будут сидеть сложа руки, то ничего не заработают. Если хорошо постараются, то могут получить за месяц 30-40 тысяч рублей, — поясняет предприниматель. Нечистые на руку тоже встречались. Однажды сотрудник не вышел на работу, а у него на руках были деньги предприятия. К счастью, ситуацию удалось разрешить мирно: деньги вернули, работника уволили, — вспоминает Александр. — Надежная команда — это важный элемент успешной работы бизнеса, поэтому подобное поведение просто недопустимо.
Клиенты
— Первых клиентов искали самостоятельно, ездили по предприятиям Томска, рассказывали, кто мы такие, предлагали работать вместе. Параллельно запустили рекламную кампанию, — рассказывает предприниматель.
Сегодня примерно 20 % клиентов фирмы — частные лица, которые заказывают вывоз вторсырья от них либо самостоятельно приносят его в пункт приема. Минимальный объем, который можно сдать на базе самостоятельно, — от 1 килограмма.
— Вторсырье у юридических и физических лиц мы принимаем за деньги. Оплата зависит от вида сырья, объема и чистоты, — делится тонкостями Александр. — За макулатуру даем от 6 до 15 рублей за килограмм. За ПЭТ-тару — от 4 до 10 рублей за килограмм.
Конкуренты
Уже несколько месяцев бизнес на вторсырье приносит прибыль, но предприниматель посчитал нужным сумму не озвучивать. Появление нового игрока на рынке не могли не заметить конкуренты. Для «Вторпроекта» основными конкурентами в Томске являются три компании: OOO «Ass-Holding», фирма «Пирс» и компания «Купец». Без неприятностей, к сожалению, не обошлось. Александр рассказал, что был период, когда на его фирму обрушился град проверок со стороны надзорных органов.
— По имеющимся данным, проверки были инициированы одним из сотрудников компании-конкурента. К счастью, этот период мы прошли достойно и продолжили работать, — говорит предприниматель.
Как все устроено
Фирма состоит из нескольких отделов: кадровый, бухгалтерия, логистика и сам пункт приема. В отделе логистики работают менеджеры, которые принимают от клиентов заявки на вывоз вторсырья, составляют графики и маршруты для работы двух машин. Часть клиентов самостоятельно привозят сырье в пункт приема, который находится на улице Пушкина в областном центре.
Машины заезжают на автомобильную весовую, на электронном табло высвечивается масса машины с сырьем. После транспорт заезжает на склад и разгружается. Затем машина снова заезжает на весы, взвешивается пустая — так определяется вес сырья, за который компания платит деньги.
Сортировка производится вручную. Если это бумажная продукция, то вокруг сортировщика ставят пять бигбэгов — это мягкие контейнеры из полипропиленовой ткани, которые могут выдержать массу от 300 кг до трех тонн. По сути, это огромные мешки.
Работник делит вторсырье на фракции: металлические части, файлы и архивы, готовое сырье, книжно-журнальная продукция, мусор, который не пригоден для переработки. Бигбэги завязывают и взвешивают на крановых весах, вес записывают маркером прямо на мешке. Затем все складируют несколькими ярусами. За 12-часовую смену сотрудник должен выдать не менее тонны готового вторсырья.
Из типографий Томска сюда поступает шредированная (порезанная на мелкие полосы) и кипованная бумага, которую остается только взвесить и отправить на хранение. Картон пропускают через пресс, формируют тюки весом 200-300 кг и тоже складируют. Полиэтилен делят на стретч-пленку и более плотный, например в котором в магазины доставляют бутылки с водой. Когда накапливается 20 тонн сырья, его отправляют на перерабатывающие комбинаты по всей России.
— Из книг потом делают обои, утеплители, эковату. Из архивов (белой бумаги) изготавливают санитарно-гигиеническую продукцию, например салфетки. Из полиэтилена делают гранулы, которые позже опять могут стать пленкой или пойти на производство пластиковых ведер, тазов, — рассказывает предприниматель. — Коробки из-под бананов — это оборотная тара. Их сортируют по 22 штуки и отправляют в повторное использование. Обычно их покупают те, кто собирает и продает фрукты и ягоды.
Когда предприниматель становится успешным
— Когда мы видим рост прибыли из квартала в квартал, из года в год, мы можем говорить об успешно налаженном бизнес-процессе. Однако для предпринимателя нет какого-то определенного показателя, по достижении которого он может сказать, что стал успешным, — считает Александр. — Нужно все время учиться. Если предприниматель остановится, его быстро «съедят» другие. Желающих много. У нас есть конкуренты, которые работают на этом рынке 25-27 лет.
Наша редакция будет благодарна, если вы поставите лайк нашим группам во «ВКонтакте», Facebook или «Одноклассниках». Также подписывайтесь на наш канал в Telegram и нашу страничку в Instagram. Еще мы есть в Дзене и на YouTube.