Дискуссия о переходе в 2016 году на топливо класса "Евро-5" продолжается. По словам главы министерства энергетики РФ Александра Новака, переход никак не повлияет на стоимость бензина. Министр отметил, что при использовании этого топлива будет меньше выбросов в атмосферу по сравнению с "Евро-2" или "Евро-3".
Он рассказал, что сейчас в министерстве проходит оценка баланса автомобильного топлива на следующий год, и если окажется, что бензина пятого класса не будет хватать, может быть принято решение оставить в обороте часть четвертого класса.
Эксперты полагают, что вопрос о переходе на "Евро-5" в начале следующего года пока остается дискуссионным. "Он находится в подвешенном состоянии", - говорит исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. "Дело в том, что многие игроки рынка не успели провести модернизацию мощностей и не готовы обеспечить топливом повышенного класса даже себя. Например, в модернизации отстает "Роснефть", - сказал он.
По мнению директора по развитию бизнеса НА "Аналитика товарных рынков" Михаила Турукалова, переход на "Евро-5" целесообразно отложить до 2017 года. В противном случае, согласно ранее опубликованным в СМИ оценкам Минэнерго, выпадающие объемы бензина на рынке РФ в 2016 году могут превысить 2 миллиона тонн.
"Это достаточно много, а главное, непонятно, чем их заместить. Поставок топлива из Беларуси может не хватить, поскольку белорусская сторона в 2015 году сократила отгрузки бензина в Россию, а на следующий год просит снизить объемы поставок по соглашению между странами более чем вдвое. Что касается российских нефтяных компаний, то они модернизировали свои НПЗ лишь отчасти – у некоторых не хватает на это средств и времени", - сказал эксперт.
О том, что переход на "Евро-5" в начале следующего года может привести к большим выбывающим объемам топлива, говорят многие аналитики рынка. В качестве причины они называют недостаток финансирования, из-за которого некоторые компании были вынуждены приостановить работы по модернизации НПЗ. Для перехода на "Евро-5" на заводах необходимо построить целый набор технологических установок и отладить производственный процесс. Те компании, которые не успели завершить модернизацию НПЗ до сентября, рискуют не успеть закончить до нового года, полагают специалисты.
Не стоит забывать, что некоторые участники рынка уже перешли на "Евро-5" и понесли определенные затраты на модернизацию мощностей. Они попытаются их отбить, поэтому это обязательно скажется на ценах, полагает Григорий Сергиенко. "Топливо "Евро-5" дороже производить, поэтому и стоить оно будет дороже", - сказал он. Кроме того, свой вклад в цену бензина вносит инфляция, которая по итогам года может составить 10-15%.
По словам Турукалова, пока рано говорить о том, как повлияет переход на "Евро-5" на цены топлива на рынке. "Вся надежда на осень, когда правительство вернется к обсуждению вопроса о продлении оборота бензина Евро-4", - отметил он.