Полина Александрова, студентка второго курса Высшей школы журналистики ТГУ, поделилась своим опытом работы официанткой и рассказала, сколько можно зарабатывать в этой сфере, какие перлы порой откалывают гости и что будет, если столик уйдет, не заплатив.
Досье
Полина учится на платном отделении, за учебу платят родители. Девушка решила начать зарабатывать, чтобы родителям было не так тяжело. Долго искала работу в онлайне, трижды сталкивалась с мошенничеством. Одно из томских заведений предложило работу официантом. Полина прошла стажировку и решила остаться.
Доходы и расходы
— Я живу в Томске, учусь в вузе и работаю официанткой полтора года. В месяц зарабатываю по-разному. Зависит от того, сколько часов отработаю и насколько буду активна на смене: сколько столов приму, сколько заказов. От покупки гостем каждого блюда нам идут деньги — 1,6 % от его стоимости. Чем шире заказ, тем больше я получаю. Но в среднем выходит 12-15 тысяч без учета чаевых. За счет чаевых доход может увеличиться на 1 000-1 500 рублей. Но для хороших чаевых нужно улыбаться и разговаривать с гостями, а ты не всегда в настроении.
Некоторые официанты у нас получают по 30-40 тысяч, это зависит от часов работы и от чаевых. С учетом чаевых в периоды, когда много корпоративов, дней рождений и других праздников, можно получать и 60 тысяч. Но ставка без чаевых у нас всего 80 рублей в час.
Наши 12-15 тысяч рублей считаются по городу адекватной зарплатой. При этом мы по пятницам и субботам работаем как клуб, что официантам на руку: за ночные смены платят больше, они длиннее, чаевые выше и неплохие, много продаж идет официанту.
Прибыль зависит еще и от месяца. В начале января, например, мало людей, потому что в праздники многие уезжают. Прибыльный месяц — декабрь, потому что много корпоративов. За прошедший декабрь я заработала 21 тысячу, то есть почти вдвое больше обычного. Летом у меня выходило около 27 тысяч, но я и работала очень много, плюс не отвлекалась на учебу, так как были каникулы.
Обычно я беру и дневные, и ночные смены ради большего числа часов и больших продаж. Во время учебы работаю три-четыре дня, за неделю выходит 35—40 часов. На каникулах беру больше смен, примерно 56 часов в неделю.
Если говорить про рабочие затраты, я покупала себе стажерскую футболку: когда я пришла, мне дали маленькую и неудобную, а других не было. В принципе одежду для работы мы покупаем сами. Еще нужно было делать медкнижку, она обошлась мне в 1 000 рублей. На работе нас не кормят, поэтому приходится покупать еду там или приносить с собой.
Как можно повысить заработок
— Получать больше можно в основном за счет чаевых. Поэтому надо быть максимально обходительной с гостями. Даже если гость грубый, приходится быть терпеливой и вежливой.
Нужно быть наблюдательной: если видишь, что на столе много грязной посуды или закончились салфетки — исправь это. Тогда люди будут благодарны тебе за обслуживание и, скорее всего, оставят чаевые. Нельзя просто принять заказ и забыть про стол — нужно продолжать его обслуживание.
И еще: если хочешь больше денег, продавай как можно больше. Я умею расширять заказ и всегда предлагаю, например, к чаю десерты, к картошке фри — соусы и т. д. От этого у меня заработок повышается.
Что раздражает в работе
— Общепит — это постоянное взаимодействие с людьми, поэтому ситуации бывают разные. В последнее время меня раздражает работа с неадекватными пьяными людьми, потому что они максимально неблагодарные и очень неуважительно относятся к обслуживающему персоналу.
Бесит, когда подхожу к большой компании и все начинают наперебой кричать заказы. Бесит, когда люди нажимают на кнопку вызова, я подхожу к столу, а они еще не определились, что будут заказывать.
Мне не нравится, когда просят побыстрее приготовить. Бывают люди, которые торопятся и искренне просят, чтобы сделали быстрее, а бывают те, кто считает, что им что-то должны. К примеру, летом была полная посадка и четыре официанта на весь зал. Мы сильно не успевали, и на кухне было большое ожидание. В это время зашла семья с детьми, и они заказали из основного меню. Я сказала, что сейчас идет бизнес-ланч и предложила заказать оттуда, потому что так будет быстрее, а на основное меню ожидание будет около часа. А женщина говорит: «Ну у нас же дети! Пропустите нас вне очереди?» Но это так не работает. Все заказы отдаются в порядке очереди, и заведению без разницы, есть у вас дети или нет. Я не могу зайти на кухню, где и так куча чеков, и сказать: «Тут дети, давайте вы отложите столы, которые уже час ждут, и приготовите вот это в первую очередь».
Сложности работы
— Самая большая сложность — это совмещение работы и учебы. Из-за этого сильно устаю, а после ночных смен вообще нет сил. Я не считаю оплату труда официанта достойной. Грубо говоря, я получаю 15 тысяч за то, что работаю больше 100 часов в месяц и выслушиваю много неприятных вещей от людей. Работа эмоционально истощает.
Еще из минусов — генуборка у нас не оплачивается. Раз в месяц приходится ехать к восьми утра на работу, два часа убирать помещение, и все это бесплатно. Несколько раз мне приходилось убирать рвотные массы за пьяными гостями.
На нас и наши зарплаты сильно влияет пандемия. Упала посещаемость, редко бывает полная посадка. Когда были локдауны, нас закрывали как клуб, из-за этого мы работали только днем и зарабатывали еще меньше.
Финансовые конфликты
— При мне было несколько случаев, когда гости уходили, не заплатив. Чаще всего это происходило ночью: люди «под градусом» думали, что рассчитались, а на самом деле нет. Бывает, что ты идешь рассчитывать стол, а гостей уже нет. А я уже выбила пречек и теперь нужно продать блюдо/напиток другому столику, иначе я буду платить за заказ, даже если его не приготовят. Почему? Потому что у нас такая система: когда я выбиваю пречек за стол, отменить его без управляющей нельзя. А она не всегда бывает на месте. Я думала, такие ситуации происходят только ночью, но у меня уходил столик во время бизнес-ланча, а также люди с детского праздника — за них я платила сама. Однажды мой стол ушел днем, пока я переодевалась. Люди просто встали и ушли, не заплатив. За них тоже пришлось платить мне. Самая большая сумма, которую я платила за ушедших гостей, — 3 000 рублей. Это были женщины, они попросили счет, я не успевала, минут 20 бегала, потом пришла их рассчитывать, а их уже не было.
Хочется, чтобы гости относились с большим уважением к официантам и понимали, что мы стараемся для них.
Детали
Пречек — предварительный чек, содержащий перечень заказанных блюд и напитков с указанием их стоимости, который приносят клиентам заведений общепита для оплаты заказа. После оплаты официант должен принести клиенту уже фискальный чек.