Попав в ДТП, можно по нескольку месяцев дожидаться от страховой выплат. Помимо пугающей бюрократии, вы можете столкнуться с тем, что страховая компания настаивает на проведении экспертизы только в «своей» автомастерской. По вашей оценке, ремонт обойдется минимум в двадцать тысяч, а страховая утверждает, что это максимум двенадцать. На защиту автолюбителя могут прийти автоюристы — в некоторых регионах они даже «покупают» аварии, оплачивая их наличными водителю, а дальше самостоятельно требуют деньги со страховой. Страховщики, в свою очередь, обвиняют автоюристов в том, что порою они добиваются результата не вполне законными способами, что из-за них растет стоимость ОСАГО, и планируют пролоббировать полную замену денежных выплат ремонтными услугами. Давайте разбираться.
История помятого бампера
Свою историю нам рассказал Сергей Капустин, владелец Toyota Corolla.
«В сентябре прошлого года я был в Кемерово. На парковке возле магазина водитель такси врезался в задний бампер моего автомобиля и скрылся с места ДТП. Около месяца ушло у сотрудников полиции на розыск этого парня. Получив справку о ДТП в конце октября, я узнал, что страховая компания виновника аварии прекратила свое существование. Поэтому я отправился в свою страховую.
По моим расчетам, выплата должна была прийти уже через месяц. Увы. В начале декабря я связался со страховой — узнать, как продвигается мое дело. Мне радостно сообщили, что все рассмотрено и буквально числа 10-15 декабря я стану счастливым обладателем денег. Но ни 10-го, ни 15-го декабря деньги не появились. Из-за новогодней суеты я и сам забыл про свою законную компенсацию.
После праздников снова позвонил в страховую компанию. Секретарь мне ответила, что не в курсе, почему я еще не получил денег. Начались долгие перезвоны с секретарями, бухгалтерами и т. д. В итоге выяснилось, что в страховой компании потеряли мои банковские реквизиты. Соответственно, компенсацию я получил в 20-х числах января.
Что в итоге? Три месяца ожиданий и постоянного контроля над действиями «страховщиков». Я, конечно, понимаю, что имею право на компенсацию, начисление пени и т. д. Но учитывая небольшой характер повреждения, у меня совсем нет желания разводить всю эту канитель заново: обращаться за начислением пени и спорить по этому поводу со страховой компанией. Возможно, стоило обратиться к автоюристам».
Автоюристы позиционируют себя как профессиональные консультанты, готовые всегда прийти на помощь. По их мнению, такое сопровождение может существенно увеличить выплаты страховых компаний и сэкономить личное время.
Страховые вам не друзья, говорят автоюристы
«Автодела — это узкая специализация, — поясняет Александр Крылов, юрист компании «Автоюрист70». — Поэтому стоит немного заплатить и получить квалифицированную консультацию. Когда к нам приходит человек после ДТП, мы все раскладываем по полочкам. Как себя вести в страховой компании, как работать с документами. К примеру, стоит оставить себе все копии документов (заверять их не нужно — прим. ред.), чтобы потом не тратить время на их восстановление, если страховая откажет в выплате».
Чаще всего к автоюристам обращаются с недоплатами — когда оценка стоимости ремонта на основании экспертизы занижена. Но сейчас становится меньше таких обращений, благодаря справочнику средней стоимости запасных частей транспортного средства и нормочаса работ, утвержденному Центробанком совместно с Российским союзом автостраховщиков.
«Обращайте внимание на то, что подписываете, — предостерегает Александр Крылов. — Потому что человек полагает, что приходит к друзьям, а фактически попадает к врагам, образно говоря. Некоторые, конечно, помогают, но практика показывает, что большинство пытается ввести в заблуждение. Страховые компании практикуют так называемое «согласие с суммой». Фактически это обман. К примеру, попал человек в аварию. Эксперты осмотрели и говорят: «Знаете, мы готовы дать 100 000. Если вам надо больше, тогда судитесь с нами».
У нас недавно было такое дело. Страховая компания «Макс». У человека на 300 000 руб. ущерб. Ему подсунули бумаги, а он не понял, что подписал. Говорит: «Мне сказали, где подписать. Вроде бы читал. Но не каждый день бьюсь, поэтому доверился сотруднику страховой компании и подписал». А фактически он подтвердил, что согласен не на 300 000, а на 200 000. Сейчас это дело в суде».
Кстати
Выплаты заменят ремонтом?
В Государственной Думе готовится к рассмотрению законопроект о безальтернативном ремонте машин в рамках возмещения убытков по ОСАГО. Напомним, сейчас пострадавший автовладелец может выбрать, получить в страховой компании деньги или доверить ей ремонт автомобиля. Страховщики же утверждают, что этой возможностью пользуются автоюристы и мошенники, которые говорят о заниженной выплате и обращаются в суд. Принять поправку могут уже до конца этого года.
Обращаются даже с КАСКО
О своей практике борьбы за права автомобилистов нам рассказал Иван Белов, руководитель Томского представительства компании «Автоюрист»: «В качестве примера расскажу про последнее дело. Клиент одной страховой компании обратился к нам, посчитав, что страховая выплата была занижена. Разница в сумме значительная — больше 100 000 руб. Мы помогли ему официально составить претензию в страховую. После этого они ему доплатили 68 000. Оставалась разница порядка 30 000. Мы подаем в суд. А поскольку прошло уже около полугода, то еще подаем на пеню и штраф 50 %. В итоге вышло так, что он получил 70 000 руб., то есть полную компенсацию и еще законные деньги за просрочку выплат».
Казалось бы, решением всех проблем может стать приобретение страхового полиса КАСКО. Тем не менее, в практике автоюристов есть и такие случаи.
«К нам обратился инструктор автошколы, — приводит пример Александр Крылов. — Авария произошла в Богашево на мосту. За рулем сидела ученица. По параллельной улице летел мужчина без водительского удостоверения: ударил учебную машину в бок, она перевернулась несколько раз. Машина была застрахована в «Росгосстрахе» по КАСКО. Но водитель очень долго — целый год — не мог получить деньги. Все его «кормили завтраками».
А машина тем временем была в кредите. Он весь год выплачивал заем, а также оплачивал теплый гараж. Только когда к нам обратился, мы взыскали сумму ущерба. Сначала в страховой тянули время — мол, предоставьте необходимые бумаги, потому что был причинен вред здоровью. Ученица лежала в больнице около полугода.. Объясняли: пока не будет закончено лечение, вы не получите выплату. Это две разные вещи. Человеку сказали, и он поверил, нес лишние расходы. За аренду гаража заплатил только 30 000. В итоге он их потерял, потому что страховая ему заплатила по решению суда только 250 000 руб. — сумму страховки по КАСКО».
Детали
Повод беспокоиться. Признаки возможного обмана:
1. Автоюрист требует оплатить все услуги вперед еще на этапе консультации. Возможно, компания заинтересована не столько в оказании помощи, сколько в недобросовестном обогащении.
2. Страховая компания торопит с подписанием документов, не давая ознакомиться с бумагами и не комментируя их содержание. Если с документами все в порядке, специалист с пониманием отнесется к желанию клиента изучить все в спокойной обстановке.
Среди автоюристов полно мошенников, говорят страховые
Но не стоит доверять всем, кто набивается вам в помощники, предостерегают страховые компании. «Бизнес большинства автоюристов строится не только на представительских расходах, то есть на оплате их услуг, а еще и на разнице между суммой, которую они передают страхователю, и суммой, которую взыскивают со страховой компании, — комментирует Людмила Митерева, заместитель директора Томского филиала САО «ВСК». — Поэтому автоюристы в большинстве случаев скрывают от страхователя реальную информацию о размере денежных средств, которые страхователь мог бы получить от страховой компании, и возможных налоговых последствиях от их деятельности».
Именно так действуют «покупатели аварий». Если водитель соглашается на предлагаемую сумму, то он сразу получает ее на руки, подписывает договор и дальше в процессе разбирательства не участвует. Юристы от его имени пишут в страховую претензии, подают в суд, «выбивая» сумму побольше, и кладут деньги себе в карман. Фактически это деньги из воздуха. И, между прочим, налоги с этих денег заплатите… вы! Потому что по документам они достались вам.
Автоюристы, вызвавшиеся помочь клиенту, скрывают от него неприятные последствия, связанные с налоговыми санкциями, — объясняет Людмила Викторовна. — Заключая договор уступки права требования с автоюристом, страхователь рискует приобрести обязанность уплатить налог (НДФЛ) в размере 13 % от взысканной автоюристом неустойки (штрафа), которая будет доходом страхователя. Таким образом, страхователь, получив такой доход, будет обязан потратить свое время на оформление соответствующих документов в налоговой инспекции для уплаты налога».
Страховые мошенничества. Статья 159.5 УК РФ
«Страхователь, заключивший с автоюристом договор уступки права требования, в большинстве случаев лишает себя не только части положенных ему денежных средств, но и рискует попасть под налоговые санкции и выяснение отношений с правоохранительными органами», — предупреждает Людмила Митерева.
— Выдавая доверенность непроверенному «автоюристу», страхователь передает ему права выступать и действовать от его имени. Недобросовестные автоюристы получают возможность совершать незаконные действия: умышленно искажать обстоятельства происшествия, подделывать документы и т. п. Обман относительно самого факта наступления страхового случая, а равно как и относительно суммы страхового возмещения — по сути это мошенничество в сфере страхования (ст. 159.5 УК РФ). Если правоохранительные органы заведут дело, то вас как минимум проверят на причастность, а как максимум вы можете фигурировать в этом деле как соучастник мошенничества».
«Будьте внимательны, автоюристы бывают разные, — подтверждает опасения Александр Крылов, юрист компании «Автоюрист70». — Кто-то в действительности готов помогать, а кто-то хочет только заработать денег и все. Сначала получите краткую консультацию. Позвоните нескольким юристам. После этого будет ясно, кто сможет помочь, а кто нет. Есть автоюристы, которые берут деньги, но ничего не делают. К нам приходил человек, заплативший за консультацию 20 000 руб. А юрист куда-то уехал. В итоге через три месяца автовладелец пришел к нам, чтобы уже с них взыскать деньги.
Некоторые клиенты спрашивают: «Можно мы заплатим больше, но будем видео записывать? Чтобы потом в любой момент могли включить и посмотреть, что вы нам говорили». Пожалуйста. Нам скрывать нечего. Мы консультируем всегда в соответствии с законом».
Комментарий эксперта
Сергей Михайлович Мороз, руководитель представительства Российского союза автостраховщиков по Сибирскому федеральному округу
Почему страховые считают большинство автоюристов спекулянтами?
Есть две схемы взаимодействия, которые предлагают автоюристы.
Первая. Стараются оперативно получить информацию, выехать на место ДТП и предложить свои услуги потерпевшему. Путем заключения договора доверенности. Всю сумму потерпевший не получает. На месте де-факто автоюристы рассчитываются фиксированной суммой, а взыскивают совершенно другую. Но все риски, связанные с налогообложением, ложатся на потерпевшего. Пострадавший потом очень удивляется, почему он должен заплатить 13 % налога с той суммы, которую на руки не получал. Таких ситуаций возникает много.
Вторая схема. На месте заключают договор цессии или уступки права требования. Выдают фиксированную сумму потерпевшему, а потом уже действуют во взаимоотношениях со страховой компанией от своего имени. Затем потерпевший узнает, что получил значительно меньшую сумму, чем мог бы получить от страховой компании. Я подчеркиваю, что даже не в плане пени и штрафа, которые автоюристы пытаются получить в судебном порядке. Речь о сумме страхового возмещения, которая могла быть совершенно другой. Абстрактно: получили от автоюристов 30 000 руб., а могли бы — 50 000 руб.
Вот эти схемы очень распространены. Люди попадают в такие ситуации, поддаваясь первому порыву получить деньги здесь и сейчас под нажимом автоюристов. Потом уже остывают и понимают, что зря это сделали, обращаются к нам. А мы вынуждены объяснять, что путем заключения договора цессии они утратили свои права и обязанности участия в получении данных страховых сумм. Если был заключен договор доверенности, то доверенность можно отозвать до получения выплаты страхового возмещения. А по договору цессии — только в гражданском порядке оспаривать его, признавать недействительным. Это достаточно сложно.
P. S. : При подготовке этого материала мы позвонили четырем автоюристам, из них только два согласились оперативно дать комментарий. И только один — фотографию. Мы также обзвонили пять страховых компаний и только две пошли на сотрудничество, но согласились отвечать исключительно в письменной форме.