Исследование: как банки обманывают заемщиков

06.03.2020 Просмотрено: 323 Источник: vlfin.ru
Исследование: как банки обманывают заемщиков

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) презентовала независимый мониторинг «Состояние защиты прав потребителей на рынке кредитных услуг в России». В нем собраны результаты мониторинга крупнейших банков в 16 регионах России.

Объектом анализа стали ипотечные кредиты, кредиты наличными и кредитные карты. По итогам исследования сайтов и отделений банков «тайными покупателями» выяснилось, что потребители сталкиваются с проблемами на всех этапах выбора и оформления кредита.

В частности, банки не указывают на сайтах максимальную ставку по потребкредитам, диапазон ставок по ипотеке. Когда потребитель заходит на первую страницу раздела с кредитными картами, он в большинстве случаев ставку кредита не увидит вовсе.

При посещении отделений потребителю зачастую сложно получить на руки предварительный расчет платежей по кредиту, хотя только обладая такой информацией он может сравнить разные предложения и оценить готовность взять на себя долговые обязательства.

Отдельная проблема — незаконные и недобросовестные штрафы и комиссии, которые банки включают в кредитные договоры. Мониторинг выявил практику взимания дополнительных денег за «услуги», которые, по сути, являются штрафами за просроченные платежи. Если размер штрафа закреплен в ФЗ «О потребительском кредите (займе)», то подобные услуги никак не регулируются и находятся вне законного поля.

Также остается крайне актуальной проблема навязанного страхования заемщиков. У потребителя, пришедшего в банк за кредитом, практически нет шансов выйти из него без страховки. Только в одном банке из исследованных «тайным покупателям» сообщили, что все виды страхования, кроме страхования ипотечной квартиры, являются необязательными.

Аналогичная ситуация с кредитами наличными: сотрудники большинства банков заявили «тайным покупателям», что страховку нужно оформить. На самом деле ее покупка может быть только добровольной. В большинстве исследованных банков сумма страхования, которая может составлять до 12,5% от суммы кредита, включается в тело кредита, то есть заемщик вынужден платить за нее проценты.

Во многом такая ситуация обусловлена заинтересованностью банков в получении вознаграждения за продажу страховок. По данным Банка России, в III квартале 2019 года объем вознаграждения банкам за продажу продуктов страхования жизни заемщиков увеличился на 111,6% за год, за продажу страхования от несчастных случаев и болезней — на 236,9%.

По итогам мониторинга банков КонфОП сформулировали рекомендации для регуляторов и участников рынка. Среди них — введение норм, обязующих банки выдавать клиенту образец договора с условиями кредитования и подробный расчет кредита; проведение ревизии налагаемых на заемщиков штрафов, комиссий и неустоек; запрет на взыскание комиссий за услуги, являющиеся дополнительными штрафами за просроченные платежи по кредиту и т. д.

Ознакомиться с полной версией доклада о состоянии защиты прав и интересов потребителей на рынке кредитных услуг в России можно по ссылке.