Личный опыт: как я выбралась из Индии в разгар пандемии

Рубрика: Туризм
Июль 10, 2020 Просмотрено: 1005 Валентина Бейкова
Личный опыт: как я выбралась из Индии в разгар пандемии Бывшая томичка Алена Иванова со своим молодым человеком уже несколько лет подряд летает на зимовку в Гоа (Индия), а в начале апреля возвращается в Россию. Но в этом году все пошло не по плану. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 марта объявила распространение нового вида коронавируса пандемией. Страны начали закрывать границы. Тысячи россиян не могли вернуться на родину. Алена рассказала, как проходил карантин в Индии и как ей удалось добраться домой.

нумерация-мал.pngНикто не боялся


Алена вылетела в Гоа 2 марта и не планировала возвращаться в Россию до лета. Девушка после тяжелого лечения в России рассчитывала отдохнуть на море и восстановить силы. В международном аэропорту Нур-Султана (до марта 2019 года Астана), где была пересадка, пассажиров встречали сотрудники в защитных костюмах и масках. Каждому прибывшему измеряли температуру и отправляли дальше, в Индии лишь поинтересовались, не посещала ли девушка Китай в последние месяцы.

— Все уже знали о вспышке заболевания в Китае, в Италии об этом только начали говорить, но никаких жестких мер еще не применяли. Но даже тогда в целом не было ощущения, что происходит что-то серьезное, — вспоминает Алена.

А уже через несколько дней ВОЗ объявила о пандемии. Власти Индии отреагировали сразу: 13 марта границы страны для туристов были закрыты, авиаперевозчики начали отменять рейсы.

— Люди приезжали в аэропорт и узнавали, что их рейс отменен. Некоторые в спешке покупали новые билеты, но улететь все равно не получалось. Россиян, желающих покинуть Гоа, было около четырех тысяч человек. По всей Индии — порядка 10 тысяч, — рассказывает Алена. — Зимовка в Гоа длится до апреля, у многих уже были куплены билеты на 22 марта или 1 апреля. Билеты аннулировали, деньги за них никто не вернул. Авиакомпании дают ваучер на поездку в течение года. Повезло тем, кто покупал билеты через банк «Тинькофф» — он аннулировал операцию. Знакомой семье удалось вернуть 80 тысяч рублей. Многие ребята должны были лететь компанией Air Astana, они до сих пор не могут дозвониться до перевозчика.

нумерация-мал.pngКарантин


22 марта в Индии начался пробный день карантина — до 17:00 нельзя было выходить из дома. Затем в этот же день вечером объявили, что карантин будет до 25 числа. А 25 марта премьер-министр Индии ввел полный локдаун: закрылись все магазины, были отменены авиа- и железнодорожные пассажирские перевозки внутри страны, закрыты пляжи и кафе, введены электронные пропуска, обязательным атрибутом на улице стали маски. Первую неделю выходить из дома было вообще нельзя. Дальше открылись магазины, разрешили выходить в банк, аптеку или за продуктами.

Социальная-дистанция-в-Индии.jpg— Первая неделя была напряженной. Система не была отработана, ни индийцы, ни иностранцы не понимали, что будет. Иногда можно было услышать от местных вслед: «Corona, go home!» Некоторые индийцы закрывали отели и просили постояльцев уйти, при этом новое жилье никто сдавать не спешил. Но это были единичные случаи, — вспоминает Алена. — По большей части люди шли на уступки. Одной моей подруге разрешили жить бесплатно два месяца, другой снизили аренду с 20 до 7 тысяч рупий.

Первое время наблюдались проблемы с продуктами.

— В Индии на все продукты в упаковке действует максимальный розничный прайс. Если на пачке чая написана цена, эта пачка чая будет стоить в Дели и в Гоа абсолютно одинаково, — поясняет Алена. — Но карантин начался неожиданно для всех. Дней шесть магазины вообще не работали, местные с опаской продавали продукты из-под полы. Поставок не было, запрещено было проезжать в штат даже перевозчикам.

Курицу, яйца, свежие фрукты было просто не достать. Все цены выросли в два-три раза. Картошку, которая раньше стоила 30 рупий, теперь продавали за 60. Но на нашем бюджете это сильно не отразилось, потому что курс примерно один к одному. Когда возобновились поставки и разрешили открыть магазины, цены вернулись к прежнему уровню.

По словам Алены, позже местные власти организовали помощь для индийцев и приезжих. В деревни приезжали машины с продуктами, нуждающимся раздавали рис, масло, яйца. Иностранцы могли обратиться за адресной помощью. Для этого нужно было позвонить в панчаят (местный орган самоуправления) и сказать, что вам необходимы продукты. Кому-то местные сами приносили готовую еду, кому-то помогали соотечественники, которые тоже застряли в Индии.

Медицинская страховка


— Перед приездом в страну нужно обязательно позаботиться о медицинской страховке, потому что оформить на месте стоит намного дороже. Мои друзья купили на двоих новую страховку за 20 тысяч рублей. Больше всего не повезло тем, кто приехал по путевкам: кому-то страховку аннулировали, у кого-то истек ее срок, а на новую не было денег. Лечение коронавируса в больницах Индии обошлось бы в 25 тысяч рублей в день, если заболевание протекает в легкой и средней по тяжести форме, и в 70 тысяч рублей, если требуется аппарат ИВЛ, — рассказала Алена.

нумерация-мал.pngПомощь от государства и вывозные рейсы


Россия организовала для своих граждан материальную помощь. По словам Алены, ее могли получить те, у кого были куплены билеты домой в период с 16 марта по 31 мая. На взрослого полагалось 2,4 тысячи рублей в день, на ребенка — 1,6 тысячи рублей. Выплаты начались с 1 апреля.

— Получают матпомощь не все, по какому принципу она распределяется, мы так и не поняли. У нас не было обратного билета в Россию, нам эти деньги не полагались, из моих друзей их получили единицы, — поделилась девушка. — В Индии этих денег хватит, чтобы снять себе жилье и купить продукты. Кто-то с них смог накопить на обратный билет домой.

Полицейский-наглядно-показывает-опасность-вируса.jpgНа зимовку в курортные деревушки Гоа приезжают не только наши соотечественники. Среди соседей Алены были немцы, англичане, израильтяне, австралийцы. Они так же застряли в Индии из-за отмененных рейсов и закрытых границ.

— Граждан других стран вывезли быстрее и организованнее. Немцев вывезли, когда еще был строгий локдаун. По адресу проживания за каждым заехал автобус и отвез в аэропорт. На тот момент аэропорт Гоа не работал, ни один самолет не летал. Специально для немцев организовали рейс в Дели. Там собирали немцев со всей Индии, а потом спецрейсом доставили в Германию. Билет на самолет обошелся им в 750 евро, но его можно было оплатить позже. То есть если у человека нет денег, он все равно мог сесть на этот рейс, а оплатить по прилету домой. Это была беспроцентная рассрочка от государства, — вспоминает Алена.
Россия тоже организовала эвакуационные рейсы, однако попасть на них смогли не все желающие.

— Сначала было два коммерческих рейса от туроператора «Библиоглобус» для туристов — 25 марта и 1 апреля. Билеты продавали по неадекватной цене. Сначала называлась сумма в 65 тысяч рублей, но в какой-то момент цены взлетали до 170 тысяч за билет, — рассказывает девушка. — А главное — не все купившие билет смогли улететь: был полный карантин, такси нельзя было заказать, полиция не пропускала.

Первый же эвакуационный рейс из Гоа был 17 апреля, почти через месяц после закрытия границы.

— Чтобы попасть на него, нужно было пройти настоящий квест. МИД не пытался с нами связаться, всю информацию мы узнавали из новостей. Сначала шли разговоры, что претендовать на места могут граждане, прибывшие в Индию не раньше 1 января 2020 года. По факту выяснилось, что это не важно. Для регистрации на рейс нужно было заполнить специальную форму на сайте МИДа, которая менялась три раза. В итоге все отменили и объявили, что сбор данных будет организован через портал госуслуг.

Нужно было зарегистрировать заявление на сайте, а потом по номеру заявления регистрироваться на рейс. Расписание появлялось в специальном разделе на госуслугах. Никаких уведомлений не приходило, всегда находился человек, который ночью не спал и мониторил сайт. Расписание рейсов выкладывали в 00:00 по Москве, в Гоа в это время было 02:30.

Как только открывалась регистрация, кто-то кидал на нее ссылку в общий чат, и все начинали регистрироваться. Обычно к девяти утра мест уже не было. При этом ты должен был иметь либо прописку, либо договор аренды в том регионе, куда летишь. Кто-то просто писал любой адрес города, куда был рейс, по приезду они попадали в обсерватор, обратно их никто не отсылал. Но так делали только смельчаки — в чатах госуслуг постоянно говорилось, что проверка адреса при регистрации на рейс будет ужесточена. Поэтому люди боялись приехать в аэропорт и не улететь.

Билеты на самолет, по словам Алены, стоили 400 евро на взрослого, для детей стоимость была ниже. Если у человека был сгоревший билет компании «Аэрофлот», можно было попасть на рейс бесплатно. Но почти никто не летает «Аэрофлотом» из Индии, это дороже рейсов Air Astana, Emirates и других иностранных авиакомпаний. Оплату принимали только онлайн, всю сумму нужно было внести до начала регистрации в аэропорту.

— В аэропорту Гоа оплату не принимали ни наличными, ни по карте. Более того, ссылки на оплату билетов приходили с неверными данными. Нужно было дозваниваться в «Аэрофлот», чтобы они исправили ошибку. В Индии очень плохая связь, нам пришлось потратить несколько часов накануне вылета, чтобы связаться с перевозчиком и внести верные данные, — вспоминает собеседница.

Девушка до сих пор прописана в Томске, но у нее был договор аренды квартиры в Питере, поэтому она смогла вернуться в Россию 28 мая на рейсе Гоа — Санкт-Петербург — Москва.

— Из самолета выпускали группами по 10-20 человек, в аэропорту проходили медосмотр. Мы подписывали постановление, что ознакомлены с законом об уголовной ответственности, если из-за нарушения карантина от нас кто-то заразится и будет летальный исход. Проверяли все бумаги и адреса, кто куда поедет. Потом нас развозили по домам на автобусах, — делится девушка. — Две недели мы находились на карантине. За это время к нам приезжали еще два раза, чтобы взять повторные анализы, каждый день приходил участковый с проверкой — звонил в домофон и разговаривал с нами по очереди.

Алена говорит, что в Индии осталось еще много ее знакомых. Кто-то ждет, когда возобновят регулярные авиарейсы, потому что так будет дешевле, у кого-то не было рейса в их регион, и они еще надеются, что власти отправят за ними самолеты.


Фото из личного архива героини


Оставить комментарий: