Сделайте мне красиво

Рубрика: Бизнес и финансы
Август 27, 2020 Просмотрено: 1150 Катерина Маас
Сделайте мне красиво В последние годы Томск переживает бум художественного оформления фасадов и интерьеров. Проходная карандашной фабрики, ярмарка фермерских продуктов у здания речного вокзала и множество других граффити-спотов как снаружи, так и внутри заведений делают городскую среду ярче и интереснее. Как сформулировать запрос художникам и из чего складывается стоимость оформления интерьеров и фасадов? Разбираемся с основателем Street Vision Agency Иваном Ларионовым.


Ларионов.jpgДосье


Иван Ларионов, 32 года
Основатель студии звукозаписи «Астронавт», выставки Street Vision, с 2019 года — владелец агентства Street Vision. Официально компании всего год, но на деле первый заказ она выполнила еще в 2017 году.


нумерация-мал.pngПервый заказ


— Начиная с 2012 года, пока мы делаем Street Vision, нас ассоциируют — и правильно делают — с граффити-культурой. Меня, например, знают как человека, который может посоветовать художников, если нужно оформить какую-то площадь внутри или снаружи здания. Раньше я просто отвечал на запрос ссылками на знакомых художников, и на этом мое участие в процессе заканчивалось. Как дальше выстраивались отношения у заказчика с исполнителем, я не знаю, да мне никто и не рассказывал.

В 2017 году, когда мы снова готовили Street Vision и в местных СМИ было много материалов на эту тему, ко мне обратилась представительница карандашной фабрики. В Томск она приехала в командировку по внутренним делам организации и решила заодно оформить входную зону на территорию. Увидела интервью со мной, назначила встречу и предложила заняться оформлением фасада. Сперва я хотел, как обычно, дать ссылки на художников. Но заказчица ответила, что ей некогда этим заниматься, и спросила, не могу ли я взять на себя менеджерские функции.

Она оказалась очень настойчивой, и в итоге я стал менеджером того самого первого проекта, хотя ранее у меня такого опыта не было. Я нашел иллюстратора, который сделал несколько эскизов, мы с заказчицей выбрали один, доработали его, затем я привел художников, заказал строительные леса и автовышку. Результат заказчице понравился, и я получил свой первый гонорар как организатор работ по оформлению фасада здания. Площадь первой работы составила 130 квадратных метров, а общая стоимость заказа — 350 тысяч рублей. Пока это наш единственный крупный и дорогой заказ.

Потом на пару лет я вернулся к старой схеме — переадресовывал запросы напрямую художникам. Заниматься организацией мне было некогда, да и интереса не было. Но обращений становилось все больше, я получал такие запросы все чаще, и в 2019 году мы с другом основали агентство Street Vision. Через какое-то время он вернулся на постоянную работу, а я остался один. Но так как заказы уже были и бросить заказчиков и подрядчиков я не мог, то работа продолжилась без моего партнера.

Street Vision


Выставка уличного искусства, которая проходит в Томске с 2012 года. Второй год подряд мероприятие откладывают — из-за финансовых проблем, а в этом году еще и по причине пандемии коронавируса.


нумерация-мал.pngПришлось взрослеть


граффити-карандашка.jpg— Если честно, поначалу думал, что не смогу открыть никакую фирму: у меня уже было ООО, потом его заморозили, а после вообще ликвидировали. Но оказалось, что я не могу быть в составе учредителей, а открыть ИП все еще могу. Поэтому теперь у меня есть ИП.

Мы творческие ребята, юридически не подкованы, а разбираться в этом не хотелось. Но мы взрослеем и учимся. Все оказалось проще, чем мы думали. Сейчас я выполняю роль директора по продвижению, также у нас в команде есть финансовый и технический директор в одном лице, а еще менеджер проектов — это постоянный состав. Иллюстраторы, художники и другие специалисты работают с нами на конкретных проектах.

Хотя я и учился на экономе, но всегда считал, что бизнес-план нужен тем, кто делает бизнес. Но я занимаюсь скорее предпринимательством, которое основано на моих интересах и вышло из выставки Street Vision. Может быть, я не прав, но у меня такая позиция: сперва все происходит само по себе, а бизнес-план нужен, когда компания отработала хотя бы год. Мы как раз в 2020-м подошли к этому рубежу. Но вместо бизнес-плана у нас есть схема, в которой мы учитываем расходы на транспорт, материалы, риски вроде неправильно подобранного цвета краски и тому подобное.

У нас есть база иллюстраторов, художников, потенциальных клиентов: мы гуляем по городу, фотографируем стены, устанавливаем владельцев и связываемся с ними. Для внутренней коммуникации мы используем Trello — чтобы ставить и отслеживать задачи.

Кредиты мы не брали, но я собирался занять деньги у родственников. Есть вещи, которые в нашем деле лучше купить один раз, чтобы не тратиться на аренду: строительные леса, краскопульт. Но пока я эту идею отложил.

Самое главное, что мне пришлось освоить, — это работа со сметами, подрядчиками, логистикой и прочим. Когда мы делаем Street Vision, людей много, а в агентстве нас всего двое, и на мне больше задач управленческого характера.
Референс

Вспомогательное изображение, рисунок или фото, используемые дизайнерами и художниками для определения и представления конечного результата работы.

нумерация-мал.pngЭтапы работы


— У нас в агентстве есть поэтапный план, разработанный с учетом всех ошибок, которые мы совершили. Самое главное — чтобы у заказчика было видение. Иногда человек не знает, чего хочет. Мы собираем референсы, предлагаем иллюстраторов с разным стилем, чтобы у клиента был выбор. В целом работа выстраивается примерно в таком порядке:

1. Сбор информации от клиента;

2. Подбор иллюстратора;

3. Создание наброска;

4. Обработка деталей по замечаниям заказчика;

5. Выбор цветовой палитры;

6. Согласование эскиза;

7. Расчет стоимости переноса иллюстрации на поверхность;

8. Работа художника.

Права на иллюстрацию переходят к заказчику независимо от того, закажет он у нас оформление стены или нет. Кстати, мы всегда ориентируем клиента на то, чтобы иллюстрация жила не только в виде рисунка на стене, но и в качестве детали в других материалах, если речь идет о заведении. Например, рисунок используется в оформлении меню и аккаунтов в соцсетях.

Очень важно найти референсы и по пунктам рассказать, что нравится в каждом конкретном примере. Допустим, в этом рисунке заказчику нравится сочетание цветов, в другом — толщина линий, в третьем — количество деталей на квадратный метр или плотность рисунка.

нумерация-мал.pngСколько стоит работа


граффити-ермак.jpg— Поскольку рисование — это художественная задача, то конкретной цены у нее, как правило, нет. Стоимость иллюстрации без работы составляет от 5 до 15 тысяч рублей — в зависимости от уровня иллюстратора. Чем больше у человека опыта и богаче портфолио, тем выше цена его работы. Дальше все зависит от нескольких параметров:

  • сложность идеи (если она уже есть);
  • детализация иллюстрации;
  • количество цветов;
  • реалистичность (кто-то хочет рисунок, а кому-то нужен точный перенос фотоизображения на стену);
  • площадь поверхности и ее качество (нужно ли готовить стену к покраске, например);
  • расположение (для оформления фасада дома наверняка понадобятся строительные леса, автовышка и прочее оборудование);
  • погодные условия (на холоде и ветре краска из баллонов ложится хуже, соответственно растет ее расход).
С учетом всех этих условий цена работы варьируется от одной до шести тысяч рублей за квадратный метр, включая материалы. В Томске есть только один магазин, продающий баллоны с краской. Для крупных заказов мы делаем оптовые закупки, а краску в обычной таре берем в строительных магазинах, потому что там дешевле. Инструменты покупаем где-то еще. В общем, одной точки продаж в Томске нет, все ищем в разных местах исходя из сочетания цена-качество.

Поначалу мы брались за все заказы, чтобы набить руку и отработать регламент. Самым дешевым был наш первый заказ как агентству — оформление трансформаторной будки. Эту работу нам заказало одно рекламное агентство, бюджет был ограниченный, требования завышенные, поведение заказчика нас тоже не устраивало. В итоге мы потратили 28 тысяч рублей и ушли в минус на 8 тысяч. А самым большим заказом пока остается оформление двух стен фермерского рынка на набережной Томи у речного вокзала по заказу футбольной школы «Ермак» — его стоимость составила более 100 тысяч рублей. 

нумерация-мал.pngКонкуренты и заказчики


— Слово «конкуренция» я не люблю. Мой папа говорит, что в советские времена конкуренции не было, а было соревнование. Такая позиция мне намного ближе. Поэтому скажу так: конкурентов у нас нет, есть ребята, которые занимаются тем же самым — кто-то лучше, кто-то хуже. В основном это не юрлица, а частные художники, заточенные под свой стиль. Они делают не иллюстрацию, а эскиз, набросок, из которого вы не поймете, как это будет в итоге выглядеть на местности.

С нами работают много иллюстраторов и художников с разными стилями. Мы делаем визуализацию и фотопривязку будущей работы, показываем, как это будет выглядеть на стене в итоге. Наконец, мы организуем техническую поддержку работ — заказываем материалы, строительные леса при необходимости. Но по понятным причинам наши услуги дороже.

От частных лиц у нас была пара заказов в прошлом году. Самый любопытный — от жительницы Тимирязево. Она попросила оформить стену, на которую выходили окна ее квартиры, и поставила дедлайн на свой день рождения. Мы закончили работу в срок, и оказалось, что это был не просто заказ, а подарок.

В прошлом году на старте мы выполнили 20 заказов. Из-за кризиса в этом году мы сделали всего шесть работ. Больше всего я горжусь оформлением стены в South Spot bar. Там была комбинированная поверхность, мы рисовали не баллонами, а кистями. Важный момент: во время пандемии мы немного сместили акцент в работе агентства на производство контента. Для ряда томских компаний мы сейчас делаем дизайн, снимаем видео, работаем над продвижением услуг в соцсетях.

Организацией мероприятий мы тоже занимаемся. В этом году, понятно, еще ни одного не провели, а вот в прошлом сделали ивент в рамках форума Gorod IT: перед развлекательным центром «Факел» все дни форума работала открытая площадка с фудкортом и различными активностями. 
Развитие агентства

— Кризис сильно повлиял на бизнес, потому что наша услуга не необходимость, а роскошь, «хотелка». Спрос упал, почти все предварительные договоренности заморожены. Я как предприниматель не получил никакой помощи, потому что не попал в список пострадавших отраслей по ОКВЭДу: основным видом деятельности я указал малярные работы. При этом те, у кого основной вид деятельности — проведение мероприятий, получили помощь. Но пока все окупается, потому что у нас из затрат только аренда офиса, а материалы входят в смету. Думаю, в этом году мы заработаем только на оформлении интерьеров, а вот следующим летом, когда рынок поднимется, снова вернемся к экстерьерам и фасадным работам.

Фото из личного архива героя




Оставить комментарий: