Справочная информация


Банковские карты
Банковская карта – пластиковая карта, «привязанная» к счету в банке (его еще называют карточным). Может использоваться для снятия наличных денег через банкомат, безналичной оплаты товаров и услуг, пополнения счета.

Банк, выпустивший карту, называется ее эмитентом.

Каждой карте банк присваивает уникальный номер из 16 цифр и пин-код – код из четырех цифр, выдаваемый вместе с картой и находящийся в запечатанном конверте. То есть пинкод знает только владелец карты. Пинкод необходим для операций с банкоматом.

Каждая банковская карта имеет свой срок действия – он указан лицевой стороне карты. По истечении срока действия карта подлежит замене.

Дебетовые карты

Дебетовая карта привязана к текущему счету в банке и служит для платежей и расчетов. Фактически дебетовая карта – это удобная замена наличных денег: не нужно носить их с собой, они хранятся на счете в банке.При расчете дебетовой картой со счета списывается соответствующая сумма (но не более, чем остаток на счете). От владельца карты в этом случае требуется подтвердить платеж:

• подписью на чеке, если карта простая и снабжена магнитной полосой;
• введением пинкода, если карта чиповая (имеет специальный микропроцессор – чип).

Дебетовая карта также позволяет проводить различные операции через банкоматы и терминалы банка-эмитента, например, оплачивать сотовую связь и интернет, совершать коммунальные платежи без комиссий, пополнять счет, к которому привязана карта и мн. др.

Многие банки выпускают виртуальные карты – дебетовые карты, предназначенные для расчетов в интернете. В банкоматах и терминалах они не облуживаются. 

Кредитные карты

Кредитная карта, как и дебетовая, служит для совершения расчетов и платежей, но не за счет собственных денежных средств владельца, а за счет средств, которые ему предоставляет банк. То есть банк кредитует владельца карты на определенную сумму, прописанную в кредитном договоре. Сумма, которая будет в распоряжении владельца карты, определяется банком-эмитентом на основе информации об уровне ежемесячного дохода клиента.За пользование кредитом начисляются проценты - на ту сумму, которую истратил владелец карты.Многие банки устанавливают для кредитных карт льготный период. Если в течение этого периода владелец карты успевает вернуть использованные средства, то проценты по кредиту на ничисляются, то есть кредитом можно пользоваться бесплатно.

При оформлении кредитной карты необходимо внимательно изучить договор:

• каковы проценты за пользование кредитом
• в какой срок необходимо вернуть средства
• размер минимального платежа, который нужно вносить по кредиту к указанному в договоре сроку
• каковы штрафы за просрочку оплаты.
Только после этого можно подписывать договор. 

Кобрендовые карты

Кобрендовая карта – дебетовая или кредитная карта, выпущенная банком в партнерстве с компанией, организацией, торговой маркой.  Это карта «два в одном»: с одной стороны, это обычный банковский «пластик» со стандартным набором функций, а с другой – дисконтная (или бонусная) карта. То есть, рассчитываясь такой картой за покупки, владелец получает либо скидки на товары (услуги) компании-партнера, либо накапливает баллы, которые потом может обменять на товар, подарок или услугу. 

Правила безопасного использования пластиковых карт

1. Отдавайте предпочтение чиповым картам – они более надежно защищены, чем карты с магнитной полосой.
2. Не передавайте карту посторонним лицам.

3. Храните пин-код отдельно от карты, не пишите его на карте.

4. Ни при каких обстоятельствах никому не сообщайте пин-код карты. Попросить сообщить пин-код могут только мошенники.

5. При пользовании интернет-банкингом пин-код не требуется. Если вас просят для подвтерждения операции ввести пин-код, знайте –это мошенничество.

6. Для оплаты услуг в интернете лучше заведите отдельную карту – виртуальную - и пользуйтесь только проверенными интернет-ресурсами.

7. Не отвечайте на электронные письма и смс-сообщения, написанные от имени банка, не переходите по ссылкам, которые могут содержаться в этих письмах и сообщениях. Не перезванивайте по номеру телефона, с которого вам было отправлено смс-сообщение от имени банка (независимо от содержания этого сообщения).

8. Для связи с банком пользуйтесь телефонами службы поддержки, которые указаны на обороте карты или на официальном сайте банка.

9. Если вы потеряли карту или с нее были украдены средства, обратитесь в банк и заблокируйте ее.

10. Подключите «мобильный банк» с сервисом смс-уведомлений о движении средств на вашем карточном счете (поступление, списание).

11. Регулярно проверяйте свой баланс.

12. Пользуйтесь банкоматами, находящимися в безопасных местах, – в банках, крупных торговых центрах, учреждениях. Если для входа в помещение с банкоматом нужно вводить пинкод, лучше не пользоваться таким банкоматом.

13. Прежде чем пользоваться банкоматом, осмотрите его клавиатуру и приемник карт на предмет каких-либо дополнительных устройств, которые не предусмотрены конструкцией банкомата. На клавиатуре и в приемнике карт не должно быть никаких накладок. Если вы их обнаружили, позвоните по телефону, указанному на банкомате и сообщите об этом.

14. Если банкомат надолго «зависает» в режиме ожидания, нажмите клавишу отмены и откажитесь от использования устройства.

15. Если банкомат не вернул вам карту по окончании обслуживания, позвоните по телефону, указанному на банкомате, а затем обратитесь в банк-эмитент.

Виды мошенничества с пластиковыми банковскими картами

1. Отдавайте предпочтение чиповым картам – они более надежно защищены, чем карты с магнитной полосой.
2. Не передавайте карту посторонним лицам.

3. Храните пин-код отдельно от карты, не пишите его на карте.

4. Ни при каких обстоятельствах никому не сообщайте пин-код карты. Попросить сообщить пин-код могут только мошенники.

5. При пользовании интернет-банкингом пин-код не требуется. Если вас просят для подвтерждения операции ввести пин-код, знайте –это мошенничество.

6. Для оплаты услуг в интернете лучше заведите отдельную карту – виртуальную - и пользуйтесь только проверенными интернет-ресурсами.

7. Не отвечайте на электронные письма и смс-сообщения, написанные от имени банка, не переходите по ссылкам, которые могут содержаться в этих письмах и сообщениях. Не перезванивайте по номеру телефона, с которого вам было отправлено смс-сообщение от имени банка (независимо от содержания этого сообщения).

8. Для связи с банком пользуйтесь телефонами службы поддержки, которые указаны на обороте карты или на официальном сайте банка.

9. Если вы потеряли карту или с нее были украдены средства, обратитесь в банк и заблокируйте ее.

10. Подключите «мобильный банк» с сервисом смс-уведомлений о движении средств на вашем карточном счете (поступление, списание).

11. Регулярно проверяйте свой баланс.

12. Пользуйтесь банкоматами, находящимися в безопасных местах, – в банках, крупных торговых центрах, учреждениях. Если для входа в помещение с банкоматом нужно вводить пинкод, лучше не пользоваться таким банкоматом.

13. Прежде чем пользоваться банкоматом, осмотрите его клавиатуру и приемник карт на предмет каких-либо дополнительных устройств, которые не предусмотрены конструкцией банкомата. На клавиатуре и в приемнике карт не должно быть никаких накладок. Если вы их обнаружили, позвоните по телефону, указанному на банкомате и сообщите об этом.

14. Если банкомат надолго «зависает» в режиме ожидания, нажмите клавишу отмены и откажитесь от использования устройства.

15. Если банкомат не вернул вам карту по окончанСкимминг (от англ.skim — снимать сливки) - считывание информации с магнитной полосы карты с помощью специального устройства - скиммера. Скиммер устанавливается поверх картоприемника банкомата или банковского терминала. Считав данные, мошенники изготавливают поддельную пластиковую карту и записывают их на ее магнитную полосу. Одновременно со скиммером на банкомате находятся устройства, позволяющие выяснить ПИН-код карты, - видеокамера или накладка на клавиатуре: 
  
объектив камеры направлен на клавиатуру. Камера может быть вмонтирована, например, в карман с рекламными материалами, специально установленный мошенниками, либо к банкомату может быть прикреплен козырек, в котором и будет расположена камера. Когда владелец карты вводит ПИН-код, мошенники видят, какие цифры он набирает на клавиатуре;
накладка имитирует клавиатуру: владелец карты вводит ПИН-код, а устройство запоминает нажатые клавиши.
  
Распознать мошеннические устройства можно, если внимательно осмотреть банкомат:
настоящая клавиатура банкомата плоская, ее панель «утоплена» в корпус (выпуклыми могут быть только клавиши), накладка же будет выпуклой;
картоприемники в банкоматах тоже «утоплены» в корпус, если картоприемник представляет собой выпуклое, объемное устройство, стоит насторожиться. Не стоит путать скиммер с антискиммерами – устройствами, которыми банки оборудуют свои банкоматы для защиты от скимминга.

Кроме, различных накладок, для получения ПИН-кодов банковских карт мошенники используют фишинг. 
  
Фишинг (от англ. Fishing – рыбалка) – это выуживание у владельцев карт ПИН-кодов и другой конфиденциальной информации. Способов фишинга много:
рассылка СМС с сообщением о блокировке банковской карты клиента. В сообщении указывается номер сотового телефона, на который человека просят перезвонить. Если держатель карты «покупается» на сообщение и перезванивает, его просят сообщить номер счета карты, ПИН-код или CVC-код или другие данные, которые нужны якобы для разблокирования карты;
рассылка электронных писем, сообщающих о блокировке банковской карты, замораживании счета, блокировке пароля и т.д. В письме содержится ссылка, по которой пользователя просят перейти на сайт банка. На самом деле ссылка ведет на сайт-клон, внешне копирующий подлинную интернет-страничку банка. Пользователь вводит свой логин и пароль, раскрывая их перед мошенниками.
Для того чтобы не попасться на удочку мошенников, следует помнить: банки никогда не рассылают подобных сообщений и не просят сообщать коды и другие конфиденциальные данные.

Шимминг – разновидность скимминга. Внутрь картоприемника банкомата устанавливается устройство – шиммер - , которое считывает данные с магнитной полосы карты. В отличие от скиммера, шиммер обнаружить очень сложно. 
  
Траппинг (от англ. trap-ловушка) – это установка внутрь картоприемника ловушки, не позволяющей извлечь карту после совершения операции. Этот способ мошенничества известен еще как «Ливанская петля». Внутрь картоприемника вставляется кармашек, сделанный из фотопленки, концы кармашка незаметно закрепляются снаружи. Вставляется банковская карта в такой картоприемник без проблем, а вот обратно банкомат ее уже не «отдает». Мошенник, установивший петлю, находится рядом и под видом сочувствующего доброжелятеля предлагает помочь вынуть карту. Он нажимает какие-то клавиши на клавиатуре, всем своим видом показывая, что точно знает, что нужно делать. Затем просит владельца сообщить ПИН-код, который якобы остается ввести, чтобы забрать карту. Карта, естественно, не возвращается. «Помощник» с сожалением советует владельцу карты обратиться в банк. Как только обманутый владелец уходит, мошенник достает петлю вместе с картой, ПИН-код к которой он уже знает. 
 
Что не стать жертвой траппинга, следует:
обращать внимание на картоприемник банкомата: снаружи можно заметить концы «петли»;
не сообщать ПИН-код посторонним людям, которые вызвались помочь получить карту назад,  не вводить ПИН-код при них;
если банкомат не вернул карту, позвонить в банк-эмитент и заблокировать ее. Только после того, как сотрудник банка подвтердил, что заблокировал карту, можно уходить от банкомата.и обслуживания, позвоните по телефону, указанному на банкомате, а затем обратитесь в банк-эмитент.