Продажи автомобилей: «полный назад»

18.12.2014 Просмотрено: 284 Источник: РБК
Продажи автомобилей: «полный назад» Автомобильный рынок переживает драматические времена. Из-за высокой волатильности на валютных рынках ряд производителей приостановили отгрузку автомобилей дилерам, некоторые из которых, в свою очередь, прекратили продажи. Участников рынков, впрочем, эти проблемы уже не пугают – машин в наличии все равно почти не осталось. 

Высокая волатильность на валютных рынках привела к тому, что ряд автопроизводителей приостановили отгрузки машин дилерам. Три бренда General Motors (GM) – Opel, Chevrolet и Cadillac – со вторника остановили отгрузки автомобилей дилерам, заявил РБК представитель автоконцерна. Так же поступила Audi. В обеих компаниях не называют точных дат возобновления отгрузок машин, отмечая лишь, что будут внимательно следить за рыночной ситуацией. Поставки остановила и Land Rover, говорят два дилера марки, ее представитель на звонки и на запрос РБК не ответил.

Производители берут тайм-аут, чтобы подождать, пока уляжется паника на валютных рынках и стабилизируются обменные курсы, чтобы эффективно скорректировать цены на модельный ряд. Во вторник днем евро на бирже вырос до рекордного значения 100,74 руб., доллар – до 80,10 руб., но к концу торгов валюта немного скорректировалась. Волатильность на валютном рынке не остановило даже увеличение ключевой ставки ЦБ с 10,5% до 17% годовых, соответствующее решение банк принял 16 декабря. В среду курс американской валюты сначала взлетел до 72,70 руб., европейской – до 92,19 руб. Однако затем рубль начал отвоевывать позиции: к 17:34 мск доллар на Московской бирже торговался на уровне 63,15 руб., евро – 78,50 руб.

Производители приступили к корректировке цен еще в ноябре, тогда это делали в основном импортеры машин. В декабре цены стали поднимать почти все. «Автостат», в частности, насчитал 24 компании, в том числе Chevrolet, Great Wall, Opel, Peugeot, Ford и другие. Некоторые автопроизводители за два месяца цены корректировали несколько раз в диапазоне от 0,1 до 30%. В среду о повышении стоимости машин объявила Nissan – на 3–5% в зависимости от конкретной модели.

Приостановка отгрузки машин может усугубить и без того непростую ситуацию на российском авторынке. Государственная программа утилизации, девальвация рубля и покупательские ожидания резкого роста цен на автомобили в начале следующего года – эти три фактора спровоцировали ажиотажный спрос на машины. Дополнительный спрос добавляют покупатели из стран Таможенного союза и ближнего зарубежья: из-за курсовых разниц стало выгоднее покупать автомобили в России. В результате, уже в конце ноября дилеры стали испытывать дефицит складских запасов, а некоторые модели и вовсе исчезли из продажи.
Проблемы авторынка, впрочем, дефицитом моделей и ростом цен не ограничиваются. Из-за резких скачков обменных курсов валют некоторые дилеры во вторник были вынуждены приостановить продажи автомобилей, среди них крупнейшие в стране Major Auto, «Авилон», «Транстехсервис» (ТТС) и «БалтАвтоТрейд». Понадобилась пауза для пересмотра цен, рассказывали источники в нескольких компаниях. В ситуации прогрессирующей девальвации и дефицита машин дилеры приняли правильное решение остановить продажи, считает президент Ассоциации РОАД Владимир Моженков. На фоне укрепления рубля в среду, к обеду дилеры стали возобновлять продажи, в основном с новыми ценами.

Представитель «Авилона» заявил, что компания не останавливала продажи автомобилей, имеющихся в наличии: в данный момент речь идет о возможном пересмотре цены на автомобили 2015 года. Сейчас практически все автомобили брендов компании распроданы, добавил собеседник.

Проблемы участникам рынка создает в основном полная неопределенность с курсом рубля и экономической ситуацией​, полагает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». В первом квартале 2015 года, когда поменяются ценники, спрос на автомобили упадет, зато стабилизируется ситуация на авторынке.

До сих пор проблемы первичного рынка автомобилей стимулировали спрос на вторичном. Но не в этот раз. Продажи подержанных автомобилей в ноябре упали на 12,2%, до 479 тыс. штук, подсчитал «Автостат». Продажи новых машин снизились лишь на 1,1%, до 229,4 тыс. штук, по данным АЕБ. Просто из-за девальвации первичный рынок стал выгоднее, поясняет Беспалов. Но это ненадолго, добавляет аналитик, скоро потребительский спрос снова сместится в сторону рынка б/у.