Подружились с финансами

24.03.2016 Просмотрено: 289 Источник: Андрей Остров
Прошедшая с 14 по 22 марта Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи показала, что личные деньги серьезно волнуют юные умы. Но, как выяснилось, в сложных финансовых вопросах молодежь пока «плавает». 
Символически в Томске Неделя финансовой грамотности началась с Рубля, официальный знак которого сложили во дворе школы искусств юные хореографы, певцы и музыканты.

неделя-фг_2016.jpg

Дальше началась совсем несимволическая работа. На базе гимназии №1 прошло около десятка вебинаров, к которым день ото дня подключалось все больше школ из всех районов Томской области. Четвертый день поставил абсолютный рекорд. Вебинары по семейному бюджету и личному финансовому плану послушали более 2 430 человек, а всего за неделю количество слушателей подобралось к 10 тысячам. В Томской области живет всего один миллион человек, а в школах учатся около 100 тысяч ребятишек всех возрастов — получается, что каждый десятый томский школьник получил-таки базовые представления о личных финансах и опасных для них угрозах.

Надежда Селиванова, директор лицея №1: «Класс, который участвовал в этом мероприятии, — с экономическим профилем, поэтому им это было особенно полезно. Школьники получили важный опыт по своему профилирующему предмету. К тому же в мероприятии применялись интересные активные образовательные формы — игры, тесты, вебинары, дети взаимодействовали друг с другом, приобретали необходимый жизненный опыт для будущего. 
И нашим пятиклассникам, для которых отдельно проводилась игра, было не менее интересно. А ведь это те дети, которые еще и не задумывались о теме финансов вообще, и в их семьях по большей части нет еще финансовой культуры. Я считаю, что для них это особенно полезно хотя бы потому, что заставляет задуматься о существовании подобных вопросов и проблем, о которых придется думать в будущем. 
Важно и то, что многие дети эту информацию смогут донести домой, до родителей, обсудить в семье эти вещи. Ведь большинство родителей в семьях доверительно общается с детьми, открыто обсуждает какие-то проблемы, связанные с кредитами, дорогостоящими покупками, поездками на отдых. Детей сейчас не отгораживают от информации о финансовой стороне жизни, что, безусловно, правильно». 

Надо еще учесть, что целевая аудитория Недели состояла из 4-5-классников и детей старше. Cо старшеклассниками, но уже очно, общались эксперты областной программы повышения финансовой грамотности «Ваши личные финансы», сотрудники Департамента финансов Томской области, работники организаций-партнеров Недели — Сбербанка, Лето Банка и Банка Хоум Кредит. Представители банков в прошедшую Неделю финансовой грамотности, на удивление, не занимались рекламой своих банковских продуктов, а рассказывали о финансовой системе страны и семьи, видах и источниках семейных доходов, опасности микрофинансовых организаций, финансовых пирамид и просто мошенников. Выяснилось, например, что дети считают пособия и льготы от государства вполне приемлемым и постоянным источником семейных доходов, многие ждут не дождутся, когда им исполнится 18 лет, и уже изучают ставки по потребительским кредитам в различных банках. Небольшая часть молодых попадалась на удочки финансовых мошенников, а самые продвинутые уже изучили возможности игры на «Форексе», считая, как это свойственно молодым, что уж им-то точно повезет.

Учащимся гимназии №18 повезло больше других. Они первыми в Томской области прошли всероссийский тест по финансовой грамотности и среди немногих попали на экскурсию в Музей денег Томского отделения Центробанка. В музее хранится старая банковская техника и даже сымитирована настоящая банковская «кладовка». В фондах музея хранятся копии старых фотографий и документов, но самый большой интерес представляет коллекция суррогатных денег начала ХХ века. 
Мероприятия Недели вызвали настоящий ажиотаж в школах, поскольку так просто и доступно о самом насущном и ежедневном детям в рамках школьной программы ни один предмет не рассказывает. Финансовая грамотность как тема предмета «Обществознание» пока еще имеет статус пилотного проекта в Томской области. 

неделя-фг_2016-цифры.jpg

Завершилась Неделя тоже символически — флешмобом с участием студентов Томской банковской школы. Знаменитая теперь на всю страну зеленая собачка — эмблема национальной программы «Дружи с финансами» — «распустилась» шариками в знаковом для Томска месте — Лагерном саду. Отсюда начинается город, отсюда видны далекие, как финансовое благоразумие россиян, перспективы. Так что одной Недели для молодежи огромной страны явно будет мало. 

Взгляд изнутри

Анастасия Принцева, 17 лет:
«Не было рассказано чего-то принципиально нового, зато вот тест был интересный, местами даже сложный, возможно, потому, что времени было в обрез. Заставил загуглить, что такое капитализация, например».
ВРЕЗКА

Соня Ахманаева, 17 лет:
«Полезно было узнать о признаках финансовых пирамид, так как иногда действительно не сразу понятно — обман или нет. Лично мне очень полезно было узнать про специфику Forex — торговать там желание отпало. Остальное было не ново. Тест интересный, но времени на него было мало».

Дарья Павленко, 17 лет
«Урок в целом был полезен, хотя было рассказано много очевидных вещей, например, про СМС-мошенничество. Хорошо, что повторили важную, но постоянно забываемую информацию о пользовании банковскими картами в кафе/ресторанах. Тест интересный, было несколько практических задач, с которыми сталкиваешься в реальной жизни».

Лариса Бабаева, мама 11-летней Дарьи, участницы «Клуба юных финансистов»:
«На Неделе финансовой грамотности дочь побывала на экскурсии в Газпромбанке. Увидела, как делаются пластиковые карты, детей провели по самым заветным местам учреждения, которые даже я ни разу не посещала, ей очень понравилось! Вообще я заметила, что когда дочка окунулась в эту тему, то почти сразу отпала необходимость объяснять ей, почему, например, не будем покупать очередную игрушку. Ребенок теперь сам оценивает ситуацию в большинстве случаев. У маленького человека появился абсолютно взрослый взгляд на вопросы трат и экономии в семье. Мое мнение таково, что финансовую грамотность прививать нужно — и чем раньше, тем лучше. С раннего возраста нужно давать карманные деньги, чтобы ребенок понимал не только то, что их можно тратить, но и понимал, как. Хорошо, что есть такая возможность для детей — узнавать о финансах от профессионалов, потому что родители не всегда могут донести подобную информацию правильно. Профессионалы на доступном для ребенка языке сделают это, разумеется, лучше».