Госуслуги могут внедрить в интернет-банки

21.09.2015 Просмотрено: 509 Источник: Финмаркет
Госуслуги могут внедрить в интернет-банки
Россияне смогут получать госуслуги через интернет-банкинг. Минкомсвязь запускает пилотный проект с крупнейшими банками, которые подключат своих клиентов к госуслугам через интернет-банк. Одновременно банкам упростят доступ к информации госорганов о гражданах (в случае их согласия).

О том, что планируется расширить взаимодействие с банками в части предоставления их клиентам госуслуг, вчера заявил в ходе форума Finnopolis 2015 в Казани замглавы Минкомсвязи Алексей Козырев.
По его словам, речь идет о том, чтобы банки, которые "априори проводят идентификацию клиентов, могли предоставить своим клиентам доступ к госуслугам прямо в интернет-банке".

Как предполагается, банки-участники пока пилотного проекта при соблюдении определенных правил, которые установит Минкомсвязь, внедрят в свой интернет-банк функцию регистрации на портале госуслуг. Нажав на кнопку, гражданин получит на свой мобильный телефон, подтвержденный номер которого есть у банка, информацию, необходимую для входа на портал, и начнет пользоваться госуслугами, поясняет А.Козырев.

Переговоры об участии в проекте, по словам чиновника, идут со Сбербанком и другими игроками. Интерес к пилоту прямо в ходе дискуссии проявили несколько других банков, в том числе "Уралсиб".

Сейчас подключение граждан к порталу госуслуг сопряжено с необходимостью физически посещать пункты подтверждения личности. Регистрация на сайте дает доступ к ограниченному набору услуг. По мере их увеличения необходимо предоставлять данные о СНИЛС, паспортные данные, посетить удостоверяющий центр, а также аккредитованные удостоверяющие центры, где выдается электронная цифровая подпись. По данным Минкомсвязи, сейчас услугами портала пользуются 20 млн из 60 млн граждан, имеющих доступ к интернету.

Кроме того, по словам замминистра, разрабатывается открытая платформа, которая даст банкам возможность предоставлять госуслуги прямо в интернет-банке, без перехода на сам портал. "Это вопрос 2016 года", - уточнил А.Козырев. Речь идет, например, о возможности моментального получения информации о штрафах, налогах, подаче заявлений на получение загранпаспорта и т. д. По его словам, использование виджетов госуслуг не будет бесплатным для банков, что позволит частично восполнить расходы, понесенные на создание портала.

Одновременно Минкомсвязь планирует упростить взаимодействие между банками и госорганами. Подобный механизм уже частично реализован в пилотном проекте по получению данных из Пенсионного фонда России (ПФР). С июня в пилотном проекте участвуют около 20 банков. Сейчас речь идет не о прямом доступе, а опосредованном - через тот же портал госуслуг. Заемщик, зарегистрировавшись там, из личного кабинета заказывает выписку о состоянии лицевого счета в ПФР и пересылает ее банку. В дальнейшем, по словам Алексея Козырева, этот механизм будет упрощен - для получения выписки напрямую из ПФР банку нужно будет лишь получить согласие заемщика. "Аналогичным образом предполагается взаимодействовать и с другими госорганами, - поясняет он. - В частности, банки смогут по той же схеме получать информацию об актуальном адресе регистрации клиента из ФМС, что сейчас возможно только при физическом присутствии клиента в офисе".

Банкиры инициативы оценивают позитивно, но с оглядкой на возможные риски. В частности, как отмечает вице-президент банка "Открытие" Юрий Божор, несмотря на то что удаленная регистрация и доступ к госуслугам во многом упростят жизнь гражданам, эта схема может быть использована для мошеннических действий, в том числе кражи персональных данных.