Аналитики составили портрет потребителя «займа до зарплаты»

22.10.2018 Просмотрено: 252 Источник: vlfin.ru
Аналитики составили портрет потребителя «займа до зарплаты»

Эксперты сравнили, кто и для чего берет «займы до зарплаты» в разных городах России. Оказалось, что цели напрямую связаны с экономическим положением региона. Если москвичи занимают на покупку престижных товаров, то жители провинции — на нужды первой необходимости. Об этом свидетельствуют данные исследования аналитического центра НАФИ.

Исследование проводилось в городах, максимально различающихся по экономическим характеристикам: в Москве, в моногородах (Зеленодольск, Нефтекамск, Каменск-Уральский, Новоалтайск) и «депрессивных» населенных пунктах (Волгоград, Тольятти, Липецк, Курган).

Выяснилось, что женщины пользуются услугой «займов до зарплаты» чаще, чем мужчины (65% против 35% соответственно).

Около половины клиентов МФО в Москве — люди среднего возраста (от 31 года до 45 лет) и люди с высшим образованием. Те, кто пользуется услугами «займов до зарплаты» в столице, чаще работают специалистами среднего звена. Их ежемесячные платежи (ЖКХ, налоговые выплаты) не превышают 20% от всех расходов.

В моногородах и «депрессивных» городах траты на обязательные платежи составляют до 50% от всех расходов. Там услугами МФО пользуются люди среднего возраста (от 31 года до 45 лет), а также молодежь (от 18 до 30 лет).

Доля людей с высшим образованием среди клиентов МФО здесь значительно ниже, чем в Москве (по 25%). Чаще всего в провинции за «займами до зарплаты» обращаются люди со средним и средним специальным образованием (70%), а также рабочие.

Цели займов тоже разнятся в зависимости от типа населенного пункта. Так, в моногородах и «депрессивных» регионах займы берут для возврата долга или погашения кредита (30% и 18% соответственно), покупку еды или предметов первой необходимости (28% и 10% соответственно), на лечение (13% и 10%), ремонт квартиры или авто (10% и 15%), оплату штрафов и налогов (8% и 15%).

Москвичи чаще занимают на престижные товары — мобильный телефон, украшения, одежду. Доля займов на эти цели достигает 60% (в других типах населенных пунктов — 8%).

У четверти заемщиков (26%) размер «займа до зарплаты» превышает их ежемесячный доход (у 11% — в полтора раза и у 15% — в 2 раза и более), у трети (33%) превышает половину ежемесячного дохода.

При этом 62% клиентов МФО знают дневную процентную ставку по своему займу. Каждый пятый заемщик (16%) затруднился привести какую-либо процентную ставку по своему займу.

У потребителей «займов до зарплаты» имеется кредит в банке, в том числе кредитная карта: доля таких граждан в Москве составила 58%, в моногородах — 25%, в «депрессивных» городах — 28%. Примерно четверть заемщиков (24%) брали «заем до зарплаты», чтобы выплатить предыдущий заем, другой кредит или долг.

Большинство клиентов МФО (78%) не задерживали выплаты по займам. 19% задерживали, но уверены, что долги получится погасить в ближайшее время, 3% не видят возможности в ближайшем будущем вернуть взятые под проценты деньги.