Аналитики: системам Visa и MasterCard невыгодно работать в России

15.05.2014 Просмотрено: 254 Источник: Коммерсант
Аналитики: системам Visa и MasterCard невыгодно работать в России Сохранить бизнес в России в условиях измененного законодательства Visa и MasterCard будет стоить в разы больше, чем уйти с отечественного рынка, пожертвовав прибылью. А именно минимум $1 млрд и $1,9 млрд против $160 млн и $350-470 млн для MasterCard и Visa соответственно. Такие оценки содержатся в закрытом исследовании американского банка Morgan Stanley. Впрочем, у международных платежных систем (МПС) есть менее прозрачные, но зато и менее затратные варианты, указывают эксперты. 
 

В исследовании аналитики глобального инвестбанка оценивают последствия принятия поправок к закону "О национальной платежной системе" (5 мая их подписал президент РФ Владимир Путин). Поправки призваны нивелировать риски блокировки карточных операций российских банков со стороны международных платежных систем в рамках санкций, вводимых в отношении России зарубежными властями. 
 

Для этого МПС придется разместить на спецсчетах в ЦБ обеспечительный взнос, равный двухдневному обороту системы. Собственно, расходы Visa и MasterCard на продолжение работы в России и представляли основной интерес. Однако, учитывая, что финансовые показатели по России они не раскрывают, точной оценки до сих пор не было. По данным Morgan Stanley, исходя из ежедневного общего оборота наличных и безналичных платежей по картам в России в $1,6 млрд, MasterCard предстоит разместить в ЦБ $1 млрд, а Visa вдвое больше — $1,9 млрд. То есть в совокупности около 100 млрд руб.

Эти цифры на четверть превышают приблизительную оценку совокупных расходов обеих МПС на продолжение бизнеса в России (около 80 млрд руб.), которую в конце апреля приводила глава комитета Госдумы по финрынку Наталья Бурыкина. При этом, по подсчетам Morgan Stanley, $2,9 млрд — это минимум. "Платежным системам придется построить в России еще и процессинговые центры, а также уплачивать штрафы до 10% от размещенных в ЦБ взносов в случае отказа от предоставления услуг в одностороннем порядке",— отмечается в исследовании.

Масштаб затрат МПС на то, чтобы остаться работать в России, несопоставимо больше их финансовых результатов от российского бизнеса. Аналитики Morgan Stanley в своем отчете приводят и эту оценку. По их подсчетам, доля российских подразделений в совокупной выручке МПС 3-4% у Visa и 2% у MasterCard. Исходя из этих оценок, а также данных отчетности глобальных MasterCard и Visa, чистая выручка их российских подразделений составляет $160 млн и $350-470 млн соответственно. "С учетом долей в выручке мы считаем, что с последствиями для совокупных доходов можно будет справиться, в случае если Visa и MasterCard придется уйти из России, особенно с учетом того, что маржа в России ниже средней по компании",— говорится в отчете. Таким образом, получается, что финансово МПС выгоднее уйти, чем остаться.

MasterCard прокомментировала исследование так: "MasterCard более 20 лет работает в России, мы продолжаем изучать все составляющие нового закона и уверены, что некоторые его положения могут не только создать серьезные сложности для нашей работы в России, но и повредить российскому рынку электронных платежей в долгосрочной перспективе,— отметили там.— Мы продолжаем тесно сотрудничать с государственными органами, финансовыми организациями и торговыми предприятиями России". В Visa комментировать исследование Morgan Stanley не стали. Но ранее там отмечали, что "намерены тесно работать с правительством, чтобы найти выход из сложившейся ситуации". По словам представителя одной из МПС, "вывод о том, что дешевле уйти, чем остаться, не совсем справедлив". "Мы давно работаем на российском рынке, инвестировали в его развитие, привносили знания и технологии",— отметил он.

Ситуация не безвыходная, считают и банкиры. "Поскольку этот закон был принят как реакция на острую политическую ситуацию, не исключено, что системам все же удастся в ходе переговоров найти компромисс",— отмечает предправления банка "Авангард" Валерий Торхов.

Тем более что никому не выгодно, чтобы системы ушли именно сейчас, пока внутренний оборот идет через них.