Конец ОСАГО?

Рубрика: Персональное мнение
Январь 13, 2018 Просмотрено: 1246 Андрей Михайлов
Конец ОСАГО? Страховщики, автовладельцы и автоюристы загнали обязательное страхование автогражданской ответственности в патовую ситуацию, из которой практически невозможно выбраться.

По самым скромным оценкам, по дорогам России ездят 10 миллионов водителей, у которых нет полисов ОСАГО. Фактически это каждый пятый автомобиль. Безответственным водителям выгоднее заплатить пару-тройку раз в год штраф в 800 рублей, нежели покупать полис, стоимость которого начинается где-то с 4 тысяч и стремится к 20 тысячам для молодых водителей с минимальным водительским стажем и на старых автомобилях. Именно с этой группой водительского риска чаще всего встречаются в ДТП дисциплинированные водители со стажем. Таким образом, сама идея всеобщей автогражданской ответственности похоронена и возродить ее в России не представляется возможным хотя бы еще и потому, что страховщики совсем не жаждут застраховать водителей по ОСАГО.

Этот вид страхования давно и безнадежно убыточен. Даже если завтра в страховые компании придут 10 миллионов, не имеющих полиса ОСАГО водителей, страховщики найдут способ поставить «сукиных детей» в очередь: отошлют в дальний офис, запишут на апрель будущего года, скажут, что не страхуют молодых водителей без стажа, что нет бланков, зависла программа и надо ждать, «пока проснется Москва»… 

Многие крупные страховщики стремительно сокращают свой портфель в ОСАГО, некоторые просто уходят с моторного страхового рынка, как это недавно сделала компания «Уралсиб Страхование». Дисциплинированные водители вынуждены буквально добывать полисы ОСАГО, как раньше, через знакомых, по блату, а уж недисциплинированным нужен только предлог, чтобы не покупать полис. Что же делать, когда водители не хотят, а страховщики не могут?
Ответ страховщиков парадоксален: повышать тарифы, чтобы ОСАГО стало прибыльным. Председатель Совета директоров региональной страховой компании «Коместра» Вадим Чмух тоже ждет скорых перемен на рынке ОСАГО и готовится к ним приспосабливаться. Для компании, в которой застрахован примерно каждый пятый томский автомобиль, ОСАГО — жизненно важный вид страхования. Хотя бы потому, что является самой простой точкой входа клиента на рынок страховых услуг. 

— Нет ни одной страны в мире, которая жила бы без ОСАГО, — говорит Вадим Натанович. — Другой вопрос, как оно будет реформировано или, не дай бог, деформировано в России. Предлагаются варианты, чтобы платеж был дифференцированным: хорошие водители платят мало, плохие — много. Есть мнение, что тарифы на ОСАГО надо вообще отпустить на волю и скоро цена на них установится как средняя температура по больнице. В любом случае потребуется еще несколько лет, чтобы ситуация с ОСАГО нормализовалась.

Как нормализовалась, страховщики и сами не знают. Уже возник круг водителей, которых невозможно заставить купить полис даже при нынешних тарифах. Сделать это можно лишь под угрозой крупного штрафа, запрета на эксплуатацию транспортного средства или лишения водительских прав. Пойдут ли на эти драконовские меры законодатели? До марта 2018 года — точно нет.
Но это может только усугубить ситуацию с лихачами, попадающими в ДТП. Для них и сейчас полис дорог, а при повышении тарифов они и подавно станут изгоями.

2018 год станет переломным или последним для рынка ОСАГО. До выборов президента страны в марте, конечно, ничего менять в этом виде «социального» страхования не будут. Но после выборов, когда почти наверняка либо повысят, либо «либерализуют» тарифы (что, собственно, одно и то же), «автогражданку» ждет серьезное испытание. При повышении цен на ОСАГО количество «безответственных» водителей вырастет в разы. Причем среди этих бесполисных окажутся как раз самые опасные водители: до 27 лет, с минимальным стажем, с сильно подержанными автомобилями. Их полис ОСАГО будет самым дорогим.

Оставить комментарий: