Финансовая журналистика в России: как все начиналось?

Рубрика: Персональное мнение
Январь 9, 2018 Просмотрено: 133 Екатерина Криволапова
bogdanov.png

Эксперт
Олег Богданов,
экономический обозреватель, заместитель главного редактора «Коммерсантъ ФМ»






citata.pngСтановление и развитие рынка финансовой информации по сути началось после кризиса 1998 года. В 2001-2002 годах начали возникать экономические тенденции, которые сопрягались с глобальными, тогда и возникло желание сделать классический финансовый канал. 

Финансовое ТВ «здесь и сейчас»

РБК в то время занималось формированием контента, связанного с финансами, это была аналитика, данные. Решили пойти по аналогии с западными СМИ — каналами Bloomberg и СNBC (кстати, возникшими не так давно, в начале 1990-х). Хотелось сделать СМИ, которое контролировало бы текущий финансовый процесс, непосредственно в онлайне сообщало о том, что происходит, влияло на рынок. Маркетмейкеры должны были комментировать в режиме «прямо сейчас». Изменилась котировка — рассказываем, почему это произошло и что с этим делать. 

В самом начале было много проблем, связанных с формированием контента, — каким образом журналисту об этом говорить? Он же пишет текст заранее, согласовывает с редактором! Это никак не соотносилось с поставленной задачей. Журналист, к примеру, подготовил вступление, что рынок растет, а к началу передачи он упал. У некоторых журналистов возникал ступор. И тогда решили пойти по другому пути. Брать финансистов и учить их журналистике. И вот в это время я из практикующего финансиста превратился в журналиста. Позвали нас — меня, Григория Бегларяна, других практиков, и с этого момента процесс начал развиваться. Несколько лет это получалось, тема «выстрелила», но потом российская действительность взяла свое — спикеры начали заказывать программы «под себя» и контент стал ужиматься. К 2008 году, когда случился кризис, канал уже совершенно изменился. 

«Выстрелило» радио 

Можно сказать, что кризис помог вырасти другому СМИ — радио «Бизнес ФМ», которое в таком же формате, только более насыщенно с точки зрения подачи информации в единицу времени, вещало на достаточно обеспеченную аудиторию. Оно стало одним из самых популярных радио в Москве. Никто не ожидал, что это случится. Частично туда, частично на «Вести» ушла первая когорта финансистов, пришедших в журналистику, — эти «генетические следы» вы можете видеть во многих изданиях.

Расцвет государственных СМИ

Параллельно существовал печатный формат, который подстраивался под онлайн-подачу. Стояла задача рассказывать о глобальном и локальных финансовых рынках, и это развитие продолжалось до 2008 года, пока не изменился финансовый мир — другими стали и потребители, и их потребности. Государство стало играть большую роль в экономике, были поставлены задачи другого порядка. Сегодня тон задают государственные СМИ. Остаются газеты «Коммерсантъ», «Ведомости», но газетный формат не очень востребован, в основном контент потребляют в интернете. ТВ-каналы пытаются уйти от финансового формата, потому что программы делать сложно, кадры потеряны, политические задачи совершенно другие, остаются небольшие ниши, которые дают финансовую информацию. Остаются «Бизнес ФМ» и «Коммерсантъ ФМ». 

Как процесс будет развиваться дальше?

Думаю, потребность в финансовой информации и аналитике останется как на региональном, так и на федеральном уровнях, и она будет расти. Потому что населению необходима оперативная финансовая информация. Да, многие банки сегодня уходят под крыло ЦБ, компании проходят процессы слияния и поглощения, но все равно потребности в информации о происходящем есть. Мы прилагательное к процессам, которые происходят в глобальной экономике, а тренды начинают меняться. 

Какие ниши еще не заняты на рынке финансовых СМИ? 

Если брать телевидение, то тут большие возможности: в России нет специализированного финансового канала. Телеканал РБК полностью ушел в общественно-политическое направление, это уже не то, что было раньше. Я думаю, пройдет определенный политический период и такой канал может появиться. Плюс сегодня нет финансовой газеты, поскольку и «Коммерсантъ», и «Ведомости» — все-таки тоже общественно-политические издания с некоторым поворотом на экономическую тематику, это не полноценные финансовые СМИ. Фрагментарно эта тема еще кое-где поднимается. Дело за рынком. Когда будет потребность, а я надеюсь, что это в скором времени произойдет, тогда появятся эти СМИ. 

Что касается такого формата, как Telegram, то мне такой формат не совсем нравится, потому что не очень удобно им пользоваться, а также верифицировать. Не думаю, что в таком урезанном виде это появится. Должна возникнуть полномасштабная интернет-версия.

Может ли финансовое СМИ быть массовым? 

— Нет, да и не должно. Оно не может гоняться за рейтингами федеральных общественно-политических программ, этого никогда не будет. Но надо понимать, что если такая информация будет интересовать лишь 10 % населения — это уже хорошо. 
Поделиться в соцсетях:
Оставить комментарий: