Сила денег — в силе разума, который будет ими распоряжаться

Рубрика: Личные финансы
Март 18, 2015 Просмотрено: 1379 Наталия Волкова, Ваши личные финансы
Сила денег — в силе разума, который будет ими распоряжаться Оттого, кем ощущает себя старшеклассник 16-18 лет на финишной школьной прямой — богатым или бедным, в той или иной мере скажется на формировании профессионального выбора его личности. С этого возраста наступает пора принятия первых серьезных жизненных решений. Поэтому, чем являются для взрослого школьника деньги, какой ему видится роль труда в жизни человека, как он соотносит ценность труда и денег, а также каково его представление о символе успеха в жизни и средствах достижения этого успеха, предопределит течение его дальнейшей жизни.

Для учеников старших классов деньги представляют достаточно большую ценность, ведь в них они видят средство достижения многих целей — осуществление всех желаний, достижение независимости, уверенность в завтрашнем дне. В меньшей степени деньги кажутся им средством добывания новых денег, получения высокого положения в обществе и власти над людьми. И мало еще кто в этом возрасте воспринимает деньги в качестве предмета гордости или символа успеха.

Родителям взрослого ребенка необходимо поддерживать в семье такую политику, что реализация подростковых амбиций возможна не только за счет получения в будущем успешной работы и достойной зарплаты, но и в умении управлять своим личным капиталом. Формированию этого навыка у 16-18 летних школьников могут способствовать приобретение и закрепление умений активно экономить, тратить и вкладывать деньги, связывать между собой такие вещи, как цели и сбережения, формировать ответственность за себя и других, уметь вести разговоры о деньгах и строить планы на будущее. Также не помешает научить юные головы разбираться в формах выплаты заработанных денег, кредитных карточках. Кстати, идеальный вариант, — если взрослый ребенок уже сам стремится заработать свои деньги, а значит, знакомиться с таким понятием, как заработная плата.

На тему этого возраста у меня в арсенале имеется очень красноречивый пример из реальной жизни. В семье моей подруги двое детей — сын и дочь, погодки. С возраста 16-ти лет во время летних каникул они обязательно старались устроиться на работу. Как говорится, было бы желание, а вариант найдется. В их случае — девочка работала санитаркой в больнице, а мальчик разнорабочим на стройке. Когда я спросила у этого молодого человека, зачем ему была нужна работа и собственно, полученные за нее деньги, он несколько удивил меня своим ответом — мол, хотел доказать своим родителям, что чего-то стоит! Полученную зарплату он внес в общий «котел» на отпуск.

Круг интересов, связанных с финансами, у старших школьников уже примерно сформирован. Они владеют информацией об отдельных финансовых услугах, то есть в этом возрасте многие школьники самостоятельно либо с подачи родителей активно интересуются, к примеру, что могут предложить банки в плане кредитования будущей учебы в вузе или покупки автомобиля. Также не мал процент школьников в общем количестве физических лиц, пользующихся услугами интернет-банкинга. Для старшеклассника уже должно быть понятно и то, на какую информацию он, как потребитель, должен обращать внимание при подписании договоров с банками и другими финансовыми структурами, какие имеются законы, защищающие права потребителей финансовых услуг, и что делать, если они нарушаются. Как себя вести, чтобы не увязнуть в долгах при пользовании банковскими кредитами, какие риски при пользовании финансовыми услугами существуют и как ими управлять. В этом возрасте привить подростку интерес к страховым услугам и к тому, как устроены пенсионная и налоговая системы также не помешает.

Если в школе, где обучается ваш ребенок, не практикуются различные игры, семинары по финансовой грамотности, не будет лишним выяснить, где в городе проводятся подобные мероприятия, и рекомендовать ребенку посетить их. Дело в том, что книжки по финансам для самостоятельного изучения не привлекут подростка так, как живая деловая игра для старшеклассников, где рассказывается про основы личного финансового планирования, про основные инвестиционные инструменты и их применение. Не плохой альтернативой, при отсутствии возможности посещения таких занятий, могут быть интерактивные он-лайн игры со схожей тематикой.

В любом случае, какими бы не были усилия родителей и их взрослых детей в самообучении финансовому поведению, главное постоянно расширять финансовый кругозор своей семьи, на пример которой дети обязательно будут ориентироваться в своей самостоятельной жизни.

8 упражнений для развития основных навыков обращения с деньгами у ребят 16-18 лет от Джолайн Годфри — автора книги «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

нумерация-мал.pngУмение экономить 
Объясните ребенку систему кредитования, что такое потребительский кредит. Расскажите о том, что у каждого человека есть своя «кредитная история» — и банки обмениваются информацией, насколько честно человек выполняет обязательства договора, когда берет кредит, и что в кредите могут и отказать, если ты в прошлый раз повел себя нечестно. Обсудите с подростком, ради какой цели стоить экономить деньги. Посчитайте, сколько нужно откладывать каждый месяц, если он мечтает после окончания института приобрести собственную машину.
нумерация-мал.pngУмение вести счет деньгам 
Пришло время ввести для ребенка ежегодный бюджет. Проводите ревизию бюджета каждый квартал. Выберите время, чтобы отпраздновать вступление ребенка в юность, и приурочьте к этому событию анализ ежегодного бюджета. Если ребенок хочет подработать на каникулах — помогите найти ему дело. Научите заполнять нужные документы и обязательно! — договор с работодателем. Объясните ему, какой процент от зарплаты у него вычитают в качестве налога и на что государство тратит полученные таким образом деньги. Познакомьте подростка с финансовой ситуацией в семье. Убедитесь, что он понимает свою роль в жизни семьи.
нумерация-мал.pngУмение добиваться достойной оплаты своего труда 
Попросите ребенка перечислить три навыка или таланта, которые у него есть, а также плату, которую он бы считал разумной за эти навыки или таланты. Потом дайте ему возможность сравнить эту информацию с расценками в Интернете на работу людей, обладающих сходными навыками. 
Познакомьте ребенка с системами оплаты за работу: сдельной, повременной, сдельно-повременной. Спросите его, какую форму оплаты он считает наилучшей. Обсудите с ребенком, как нужно вести себя на собеседовании, перед тем, как он отправится на поиски своей первой работы.
нумерация-мал.pngУмение тратить с умом 
Дайте ребенку урок по чаевым: когда и сколько стоит платить, за какие услуги платить не надо. 
Возьмите ребенка с собой, когда отправитесь совершать для семьи крупную покупку — новый телевизор, мебель. Попросите его поискать в других магазинах или в Интернете эту же вещь по более низкой цене. 
Проанализируйте с ребенком тарифные планы для его сотового телефона — определите, какой для него выгоднее. 
Если вы завели ребенку кредитную карту, объясните ему, как защититься от мошенничества.
нумерация-мал.pngУмение говорить о деньгах 
Обсудите семейные планы относительно недвижимости, расскажите ребенку, на кого оформлена квартира, в которой он сейчас живет, расскажите о документах, которые это подтверждают, и как ими пользоваться на всякий случай. 
Обсудите этикет встреч, как вашему сыну или дочери решать вопрос совместных расходов на дружеских вечеринках. 
Попросите подростка перечислить пять самых важных причин для беспокойства о деньгах (например, что ему может не хватить денег, когда он расплачивается за обед в столовой) и вместе подумайте, как этих ситуаций избежать. 
Попросите ребенка составить бюджет какого-нибудь торжества (день рождения брата или сестры и т.д.).
нумерация-мал.pngУмение жить по средствам 
Объясните, что такое пенсия. Расскажите, какие есть способы накопить деньги в пенсионном фонде. 
Попросите ребенка предположить, что его ежемесячный доход составляет 10 тысяч и 20 тысяч рублей. Предложите составить бюджет для каждого случая. Напомните ему о налогах, сбережениях. 
Спрашивайте не «как ты хочешь жить?», а «каким человеком ты хочешь быть?». А затем попросите составить бюджет выбранного образа жизни.
нумерация-мал.pngУмение проявлять предприимчивость 
Расскажите ребенку о предпринимателях, которые находчиво и оригинально осуществляли свои идеи. 
Напомните ребенку о его прежних идеях, связанных с заработком денег. Подумайте вместе, что из этого получилось и почему. 
Умение с помощью денег изменять мир 
Попросите перечислить по крайней мере три общественных вопроса, важных для ребенка (например, помощь бездомным животным). Предложите составить план действий в поддержку тех, кто занимается решением этих вопросов. 

Поделиться в соцсетях:
Оставить комментарий: