Неоплаченный дом

Рубрика: Финансы и имущество
Февраль 16, 2015 Просмотрено: 1027 Ваши личные финансы
Неоплаченный дом Дом без воды, тепла, света и канализации — это шалаш, в котором вряд ли возможна комфортная жизнь даже с милым. Но за столь привычные блага цивилизации надо вовремя платить поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Какого же качества услуг мы вправе требовать после их оплаты, каким образом можно оптимизировать расходы на содержание жилья в многоквартирных домах и можно ли вообще не платить за ЖКХ, в рубрике бесплатной юридической помощи рассказывает адвокат Елена Земцева.

Обязанность платить за жилое помещение и коммунальные услуги, основания и порядок оплаты регулируется статьей 153 Жилищного кодекса РФ.

Собственники, наниматели обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (расходы на капитальный ремонт сегодня мы не рассматриваем).

В частности, к плате за коммунальные услуги закон относит плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставку бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления).

Оплатили? Требуйте качества!

Закон, обязывая граждан платить по счетам, предоставляет и право требовать оказания услуг надлежащего качества от исполнителей*.

Коснемся в частности такого актуального вопроса, как подача горячей воды.

Например, установлено, что отключать горячую воду можно в следующих пределах: на 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали — на 24 часа подряд. По санитарно-эпидемиологическим требованиям установлено, что отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток в период ежегодных профилактических ремонтов. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. Названные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды возбудителями вирусных и бактериальных инфекций, которые могут размножаться при температуре ниже 60°С.

Это означает, что исполнитель — например, УК (управляющая компания) — самостоятельно и произвольно не может увеличивать сроки отключения, а по температуре горячая вода должна соответствовать санитарным требованиям.

Нарушение требований к качеству предоставления услуг является основанием для перерасчета их стоимости, а также возмещения ущерба, если таковой имеет место быть.

На правила предоставления коммунальных услуг, услуг по содержанию жилья распространяются положения Закона о защите прав потребителей в Российской ФедерацииПри оказании услуги ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать выплаты (пеня, штраф), предусмотренные этим законом, в том числе компенсацию морального вреда. Неустойка положена даже в том случае, когда исполнитель нарушил правило о регистрации заявления потребителя о ненадлежащем качестве услуги.

При отказе исполнителя удовлетворить требования потребителя об уплате неустойки (пени) потребитель вправе обратиться в суд. При удовлетворении иска потребителя суд также взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от присужденной потребителю суммы.

По фактам нарушения правил предоставления коммунальных услуг потребитель имеет право обратиться в прокуратуру и Роспотребнадзор.

Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в соответствии со ст. 7.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц.

В настоящее время установка приборов учета потребления воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязательны. Штрафы для граждан пока отсутствуют, но если обязанность уже установлена законом, то в перспективе возможно введение ответственности за нарушение**. По показаниям прибора учета оплата взимается за фактически потребленное количество электроэнергии, воды, тепла. Бережное отношение к этим ресурсам позволяет снизить затраты на коммунальные услуги — чем меньше расход воды, тем меньше объем и водоотведения.

Например, тарифы на электроэнергию, поставляемую в ночное время, отличаются от тарифов на дневное электричество. Существуют и приборы учета, которые позволяют фиксировать время потребления.

Еще один пример: горячая вода подается со значительным отклонением по температуре, а гражданин платит за нее в полном объеме. Доказательством факта нарушения норм температуры подачи горячей воды могут быть данные счетчиков, фиксирующих температуру воды. Эти сведения могут быть одним из доказательств по искам о возмещении вреда здоровью, например, при ожогах.

Прибор учета должен соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Исполнитель не вправе отказывать в установке подобного счетчика, отказ можно обжаловать в судебном порядке.

А если не платить?

Граждане, которые в силу своего имущественного положения не в состоянии вносить оплату за жилое помещение вправе обратиться в органы социальной защиты за предоставлением субсидии по оплате услуг***.

Перерасчет при качественном предоставлении коммунальных услуг возможен при временном(более 5 полных календарных днейподряд) отсутствии потребителя в жилом помещении и при отсутствии приборов учетаноне производится за услуги:

— отопления и газоснабжения жилых помещений;

— за общедомовые нужды.

Для подтверждения факта временного отсутствия потребителя необходимо предоставить документы, например, проездные билеты к месту отпуска и обратно, но не позднее 30 дней с момента возвращения.

За нарушение сроков оплаты услуг, в том числе за внесение неполной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ****.

Согласно статистике Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области по взысканию денежных средств в счет долга по жилищно-коммунальным услугам складывается тревожная динамика.

В 2011 г. на исполнении находилась 41 тысяча исполнительных производств; в 2012 — 44, 5 тысячи; в 2013 г. — 51,5 тысячи; за 8 месяцев 2014 г. — 47,9 тысячи.

Соответственно растут и суммы взыскания: 2011 г. — 444 миллиона рублей; 2012 г. — 495 миллионов; в 2013 г. — 579,6 миллиона; за 8 месяцев 2014 г. — 601,5 миллиона (цифры указаны с учетом остатка исполнительных производств, возбужденных в прошлые годы).

Чтобы повысить эффективность взыскания, УФССП применяет прежде всего принудительные меры, с которыми судебные приставы работают всегда, — арест счетов, арест и реализация имущества, обращение взыскания на заработную плату и пенсию, постановления об ограничении выезда за пределы РФ.

Также УФССП подписаны соглашения с поставщиками коммунальных услуг, которые подразумевают проведение совместных рейдов. 

Тарифы не виноваты 

Для наглядности маленькая табличка, иллюстрирующая количественный рост основных коммунальных тарифов в Томской области. 

   Декабрь 2011  Декабрь 2012  Декабрь 2013  Декабрь 2014
Теплоснабжение, 
руб./Гкал
 848,69  1061,54  1212,41  1 280,34
 Электроэнергия, 
руб./кВт х ч
 2,16  2,28  2,6  2,7

«Тарифы на коммунальные услуги, — комментирует юрист Григорий Кулешов,— безусловно, имеют тенденцию к неуклонному росту. Однако как видно из таблицы, рост тарифов как правило имеет меньшую динамику по сравнению с предыдущим годом, то есть с каждым годом тарифы вырастают меньше, чем в предшествующий год. В то время как долги растут в прогрессии. 
Таким образом, рост тарифов едва ли повлиял на увеличение задолженности в сфере ЖКХ. Причин роста задолженности по коммунальным платежам можно выделить несколько. 

1. Низкий процент взыскания задолженности. Это обусловлено отсутствием официальных источников доходов у большого процента граждан, наличием обременений (ипотеки, кредиты), не позволяющих наложить взыскание на имущество, низкой активностью ресурсоснабжающих организаций, не успевающих взыскать долги в течение срока исковой давности. 

2. Отсутствие повсеместного учета энергоресурсов. Отсутствие приборов учета у каждого потребителя ресурсов приводит к злоупотреблениям со стороны ресурсоснабжающих организаций и недобросовестных потребителей. Так, неоплаченный одним жильцом объем тепловой энергии может быть незаметно перераспределен между остальными жильцами. 

3. Недисциплинированность потребителей. Менталитет обычного россиянина настроен на неоплату коммунальных услуг. Приспособления, обманывающие счетчики, незаконное подключение к электросетям скорее вызывают молчаливое или даже вербальное одобрение у большинства граждан, расцениваются как проявление житейской смекалки и сноровки, а не как кража товара или услуги.

Кроме того, существует стойкая неприязнь в отношении энергоснабжающих организаций («катаются как сыр в масле за наши денежки»), что тоже не способствует своевременной оплате. Граждане готовы рассчитаться с долгами по ЖКХ лишь в момент отключения от услуги, когда отрезают квартиру от отопления или электроснабжения. Однако такая практика не имеет широкого распространения в Томской области. Так что наличие задолженности за коммунальные услуги зачастую остается безнаказанным. 
Причин, по которым люди не платят за ЖКУ, множество, но названные — самые распространенные». 

P. S. Необходимо помнить, что состояние нашего дома и качество услуг зависят и от их своевременной оплаты.



* Порядок предоставления коммунальных услуг регулируетсяПостановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

** В соответствии с законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

*** В Томске это Областное государственное бюджетное учреждение «Центр социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг», расположенный по адресу Тверская 74.

**** В порядке, установленном ч. 14. ст. 15 Жилищного кодекса РФ


Поделиться в соцсетях:
Оставить комментарий: