Детские мечты о богатстве

Рубрика: Детям о финансах
Февраль 4, 2015 Просмотрено: 1414 Ваши личные финансы
Детские мечты о богатстве Вне всякого сомнения, если провести в подростковой аудитории опрос на тему «Хотят ли дети быть богатыми, когда вырастут», большинство из них ответит утвердительно! Причем почти все они будут уверены и в том, что это произойдет с ними очень быстро, буквально сразу, как только они получат профессию. Подобные надежды очень симпатичны, милы и так далеки от реальности, что задача каждого родителя — уберечь своего ребенка от непредвиденных последствий этих грез.

Мечтать действительно можно о чем угодно, но планировать жизнь лучше реально. И родители могут помочь детям не переоценить свои возможности, а значит, избежать многих ошибок в будущем. Чтобы понять, почему подростки искренне верят, что будут богатыми или, по крайней мере, очень обеспеченными людьми, достаточно вспомнить программы на нашем телевидении о жизни богатых и знаменитых людей, о спортсменах, певцах или танцорах из популярных «Танцев со звездами», зарабатывающих многотысячные, а то и миллионные гонорары. Дети, насмотревшиеся таких историй, начинают думать, что профессия танцора, например, невероятно престижная, высокооплачиваемая и востребованная. Но в жизненных реалиях представителям этого рода искусства порой сложно найти работу с достойной оплатой, так как обычные размеры их гонораров не выше среднего уровня по стране. А «вкалывать» любому артисту приходится по полной программе, ведь конкуренция в этой среде очень высокая. Лишь самые талантливые имеют шанс попасть в поле зрения «нужных» людей и получить высокооплачиваемое место. Поэтому если ребенок забивает свое сознание подобными передачами, у него формируется перевернутое представление о том, что считается нормальным. Родители в этом случае должны объяснить своему мечтателю реальную суть вещей.

Еще опаснее историй, вещаемых с экранов ТВ, для детского мировосприятия, идея, перетряхнувшая сознание россиян и перестроившая экономику страны в целом, — идея о том, что «деньги приносят счастье». При очевидных доказательствах иного — они только дают средства к существованию и уберегают от бедности. Российские родители, не имеющие навыков финансового поведения, по факту показывают детям совсем не тот пример отношения к деньгам и распоряжения ими, который нужен. Если в образе жизни и в разговоре взрослых читается, что «больше – это лучше», их дети тоже начинают так думать. Также у них не возникнет понимания того, что деньги — ограниченный ресурс, и каждый расход имеет свои последствия. Подростки, как правило, просто дублируют многие стороны финансового поведения родителей как, к примеру, смена новой, хорошей машины на более новую, жизнь в кредит, а в связи с этим попадают в те же ловушки уже в своей взрослой жизни.

Исправить эту ситуацию, не нарушая детских мечтаний, можно, обратившись к реальности. Так, разговор с ребенком о его будущей карьере, когда он еще мечется между врачом-танцором-пожарным, можно начать с обсуждения интересов ребенка, с совместных рассуждений, какая бы работа ему подошла. Можно раскрыть газету с объявлениями о вакансиях и вместе с ребенком выяснить, сколько платят за ту или иную приглянувшуюся ему работу. Дальше можно подсчитать, сколько обычно человеку той или иной профессии требуется денег на проживание, еду, транспорт и другие расходы. После такого мониторинга, вполне вероятно, вектор направления выбора будущей деятельности поменяется.

О чем вам мечтается, дети?

Недавно я была в гостях, где 14-летняя дочка моей подруги воодушевленно поделилась со мной своими планами на будущее — после школы получить 2 высших образования, чтобы получать достаточно денег. В качестве базового образования она планирует остановиться на бухгалтерской специальности, а в качестве дополнительной, но в ее глазах очень перспективной деятельности — работе веб-дизайнера. На мой вопрос, на какую профессию все-таки она делает большую ставку и планирует больше зарабатывать, оказалась бухгалтерская работа. Пояснила свой ответ тем, что такая работа будет основная, а значит стабильно приносящая доход, а веб-дизайн в силу плавающего графика работы, хоть и с достойным вознаграждением, не видится ребенку постоянным источником дохода, а значит рассматривается скорее, как хобби. Я поинтересовалась, кем себя видят другие дети в ее классе. Профессиями, на которые делают ставку 15-летние подростки, оказались журналист и фармацевт.

15-летний сын нашего бухгалтера назвал другое направление профессионального выбора, наиболее популярное в обсуждениях «Кем быть во взрослой жизни» среди его одноклассников — это медицина. Видимо из разговоров взрослых или лично сталкиваясь с платными медицинскими услугами, профессия врача видится современным подросткам в достаточно розовом цвете в плане перспектив достойной оплаты труда. Сам же молодой человек выбрал для себя научное направление будущей деятельности, решив посвятить себя метеорологии. Причем возлагает на свой выбор серьезные надежды, хотя и представляет прекрасно, что быстрого взлета в этом деле не будет.

В среднем, мальчик подросток ожидает получать доход в 30 000 - 35 000 в месяц, а девочка 20 000 рублей в месяц в качестве оплаты своего труда в качестве бухгалтера, и за дополнительную дизайнерскую работу рассчитывает иметь от 5 000 до 50 000 рублей за заказ.

А вот моя 16-летняя сестра уже окончательно определилась с будущей профессией — дизайнер интерьеров. За свою будущую работу планирует получать аж 100 000 рублей за дизайн-проект! Правда задерживаться в России она не желает, а устремляет свои карьерные амбиции в направлении Америки. В планах ее одноклассников делается упор на бухгалтерскую специальность, профессию стоматолога и специалиста в нефтегазовой сфере.

У ребят я спросила, как они собираются распоряжаться своими будущими доходами, но ничего конкретного, например, о вкладах в банк или фондовых рынках от них не услышала. Озвучено было только понимание экономии этих средств и может быть открытие банковского счета, но ни о каких других способах вложения и сбережения денег, также как о пенсионных накоплениях они не знают и не стремятся пока узнать.

Многим из родителей в последнее время пришлась по душе идея, что постоянная похвала в адрес своего ребенка, подчеркивание его достоинств и внушение веры в большие достижения позволит вырастить из него успешную личность. Мамы и папы активно следуют этим заветам, читают многочисленные книги с громкими названиями наподобие «Как вырастить миллионера» и очень надеются, что, воспитывая свое чадо на новой модной волне, по иным законам, нежели воспитывались сами, смогут преуспеть в этом деле и получить в итоге мегауспешного ребенка! Это тоже иллюзия, но уже родительская. Все же большинство современных родителей родом из советского времени, и отголоски той системы ценностей, в которой вся ответственность за качество жизни человека возлагалась на государство, еще долго будут помехой в любой новой теории воспитания современного успешного человека. Взять хотя бы наших современных выпускников ВУЗов, которые являются новым постсоветским поколением, но при этом, подобно своим родителям, все так же мечтают о спокойной жизни без особых усилий со своей стороны — высоких доходах, гарантированной карьере и отсутствии ежедневных сложных задач. Это советский подход, который существенно отличает их от западных сверстников, у которых культура образования и выбор жизненной стратегии четко ориентированы и всегда связаны с конкуренцией.

Может сюда списать о том, что большое сопротивление в обществе получила идея с выбором предметов в старших классах школы? Т.е. общество (родители) бояться сделать выбор, пусть государство даст, а мы его если что – поругаем.

Для справки

Российским студентам больше интересны монополии

Опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения, показал, что каждый третий студент российского ВУЗа (33%) мечтает работать в «Газпроме». Второе место, по версии ВЦИОМ, в рейтинге наиболее привлекательных компаний-работодателей занимает «Роснефть» с долей в 23%. Замыкает тройку лидеров «Сбербанк», в котором хотели бы трудиться 19% респондентов. Также выпускники ВУЗов стремятся на работу в компании с государственным участием. Либо хотят трудоустроиться в представительства крупнейших западных фирм.

Зарубежная молодежь выбирает бренд

Первое место в списке 50 мировых компаний, которые более всего интересуют зарубежных студентов, досталось «Google» (в российском рейтинге компания смогла занять лишь 14-е место). Далее «PricewaterhouseCoopers», «Microsoft», «Goldman Sachs» и «Ernst & Young». Из хорошо известных в России в списке — «Procter & Gamble», «BMW», «Coca-Cola» и т. д. По мнению исследователей, такой выбор студенты делают во многом из-за силы и популярности бренда этих компаний. Многонациональные, хорошо известные во всем мире бренды предоставляют отличные возможности. В первую очередь, переезда в другую страну и общения с коллегами и клиентами со всего мира, поэтому из-за престижности и экономической стабильности они считаются лучшим и самым выгодным выбором для начала карьеры.
Поделиться в соцсетях:
Оставить комментарий: