Пять кошельков. Часть 6

Рубрика: Бизнес и финансы
Апрель 21, 2015 Просмотрено: 1170 Евгений Дядичко, Руководитель Лаборатории стратегического планирования «ИнтеллФинанс» специально для портала VLFin.ru
Пять кошельков. Часть 6 Сегодня по телевизору часто можно услышать фразу: «Нужно жить по средствам»! Другими словами — нельзя тратить больше, чем зарабатываешь. Фразу эту произносят и руководители государства и «начальники» регионов, имея в виду доходные и расходные статьи государственных бюджетов. В бизнесе то же самое: расходы не должны превышать доходы! И «Правило пяти кошельков» помогает нам в течение всей жизни нашего предприятия правильно и рационально управлять инвестиционными и текущими расходами. Как? Давайте разбираться.

День сегодняшний и день завтрашний

Мы уже говорили с вами о том, что «Правило пяти кошельков» разделяет расходы не на постоянные и переменные, а на следующие:

• «Намостоимость» — расходы на приобретение чужой, не нами созданной ценности;

• «Кошелек текущих расходов» или «Кошелек сегодняшнего дня», включающий в себя оплату всего того, без чего невозможно ежедневное функционирование процесса по созданию ценности;

• «Кошелек развития» или «Кошелек завтрашнего дня», из которого оплачиваются расходы, направленные «в завтра»;

• «Зарплатные кошельки» и «Кошелек собственника», которые мы уже подробно разобрали в предыдущих статьях.

Также мы разобрались с тем, что два зарплатных кошелька (бюджета) не могут превышать 50% от созданной нами ценности (полученного дохода), а минимум, на который «согласен» собственник бизнеса, — это 1/10 или 10%. Несложно подсчитать, что при таком раскладе на два оставшихся кошелька остается 40%. То есть теоретически на каждый из бюджетов (развития и текущих расходов) приходится около 1/5 полученного дохода или 20%. Но как все обстоит на самом деле?

Для начала давайте решим, чем расходы «завтрашние» отличаются от «сегодняшних», что включается в тот или другой кошелек. Дело в том, что одни и те же расходы могут быть и там, и там. Например, расходы на образование сотрудников. Казалось бы, это инвестиции в завтрашний день. Но это в том случае, если вы отправили вашего сотрудника, допустим, на повышение квалификации. Вполне возможно, что доходы вашего бизнеса могут увеличиться от такого образования. Если же ваш бухгалтер посетил платный семинар по налоговым изменениям или изменениям в отчетности, то это вряд ли изменит величину доходов — это порой вынужденный или необходимый текущий расход денежных средств. Или маркетинговые расходы. Да, большая часть этих расходов направлена в «завтра». Это маркетинговые исследования, разработка и продвижение бренда, проведение рекламных кампаний и презентаций и прочие мероприятия, которые «завтра», возможно, увеличат доходы и прибыль вашего предприятия. Но есть и расходы на текущую, так называемую поддерживающую рекламу — щиты, штендеры, листовки и проч. Есть еще куча других расходов, которые на первый взгляд сложно определить, «завтрашние» они или «сегодняшние». Но давайте сделаем вывод из тех примеров, что я описал выше. Если предполагается, что с помощью произведенного расхода либо возрастут доходы компании, либо увеличится ее стоимость, — это расходы «Кошелька развития». Забегая вперед, скажу, что очень много экономических исследований и наблюдений показали, что если ты вкладываешь меньше 1/5 от создаваемой ценности в будущее, то этого будущего (у бизнеса) может и не быть. Соответственно, если расходы не увеличивают ни прибыль, ни стоимость бизнеса, то это расходы «Кошелька текущих расходов».

Для более точного понимания рассмотрим следующий пример. Вам для работы нужен офис, и у вас есть выбор — либо арендовать его за 20 000 рублей в месяц, либо взять кредит, купить офис и отдавать банку эти же 20 000 в месяц. В первом случае вы не становитесь богаче, аренда офиса — это ваши текущие расходы. Во втором случае вы каждый месяц становитесь собственником небольшого кусочка недвижимости, т.е. увеличиваете стоимость бизнеса и, разумеется, несете расходы из бюджета развития.
Вывод
«Кошелек развития» или «Кошелек завтрашнего дня» — это бюджет, из которого оплачиваются различные долгосрочные приобретения (основные средства), возвращаются кредиты и займы, приобретаются нематериальные активы, осуществляются расходы на обучение, стратегический маркетинг и прочие расходы, направленные «в завтра». Кроме этого, из этого же кошелька оплачивается налог на прибыль. «Кошелек текущих расходов» или «Кошелек сегодняшнего дня» — это ежемесячные и ежедневные расходы: арендная плата, коммунальные платежи, ГСМ, поддерживающая реклама, текущие налоги. В общем — оплата всего того, без чего невозможно ежедневное функционирование процесса по созданию ценности.

Структурно-аналитический метод управления

На старте бизнеса, пока доходная часть еще не слишком большая, текущие расходы как правило превышают 20% и могут достигать 1/3. Но ни в коем случае не больше! Затем по мере возрастания доходной части доля текущих расходов снижается и в некоторых случаях может составлять 10%, что я в своей практике встречал, но крайне редко. Чаще всего у стабильного бизнеса структурная величина текущих расходов составляет 12,5-15%. Действительно, предположим следующую абстрактную ситуацию. Вы предлагаете рынку услуги ксерокопировального центра и арендовали для этого помещение за 30 000 рублей. В первые месяцы, пока о вашем центре знают еще не очень много потенциальных клиентов и ваш доход составляет, к примеру, не более 100 000 рублей, структурно расходы на аренду составляют 30%. По мере увеличения доходов — допустим, до 300 000 рублей — доля текущих расходов снижается до 10%. Конечно, если предположить, что доходы и дальше будут увеличиваться, то доля «Кошелька текущих расходов» будет меньше 10%, но… Не забываем, что мы рассматриваем абстрактную ситуацию, в жизни такого, к сожалению, не бывает. Во-первых, кроме арендной платы, есть еще ежедневные и ежемесячные расходы, во-вторых, для того чтобы достичь дохода, допустим, в 600 000 рублей, вам скорее всего придется увеличивать размеры арендуемой площади для размещения какого-нибудь дополнительного оборудования.

Итак, допустимый максимум кошелька текущих расходов составляет 1/3 от получаемого дохода. Минимум — это примерно 1/8 или 12,5%. Давайте занесем эти цифры в нашу структурную таблицу (для стартующего бизнеса и стабильно функционирующего):

VLF53-(1)-15.jpg

Несложно подсчитать, что на старте бизнеса на «Кошелек развития» остается крайне мало.
Поделиться в соцсетях:
Оставить комментарий: