Крафтовые учителя

Рубрика: Бизнес и финансы
Апрель 1, 2019 Просмотрено: 817
Чтобы продвигать в Томске — на родине известного на всю Сибирь пивного гиганта — любовь к оригинальному крафтовому пиву и пытаться заработать на этом, нужно быть рискованным предпринимателем. Создатели бара «Про Крафт» поступили обдуманно — вначале открыли небольшой магазин с редкими и необычными марками этого напитка и вскоре обнаружили, что Томску они нужны…

Соболев.jpgДосье


Станислав Соболев
36 лет, выпускник отделения журналистики филологического факультета ТГУ. Десять лет работал дизайнером газет и журналов, потом два года барменом и управляющим в ирландском пабе.




нумерация-мал.pngПро идею


В нынешнем апреле «Про Крафт» отметит свое трехлетие. Прежде у его совладельцев была практика в общепите (Станислав работал управляющим ирландским пабом) и продаже пива, но мечтали они о своем заведении. — На самом деле мы ставили цель открыть бар, но опыт у нас был только в управлении, поэтому первым стал магазин на улице Гоголя, — признается Станислав Соболев, один из совладельцев «Про Крафта».

— Почему именно крафт? Мы уже пробовали его в других городах и поняли, что это необычно и может понравиться другим. Захотелось поближе познакомить с ним Томск. На тот момент в городе уже продавалось хорошее пиво, завозились импортные напитки, можно было встретить и крафтовые марки пива. Но набирал популярность именно крафт — то есть маленькие пивоварни, в которых делают необычные сорта. 

Продукт


Термин «крафтовое пивоварение» был предложен объединением американских пивоваров. Сraft brewery означает пиво, которое готовят небольшие ремесленные пивоварни. В США до 17 % всего рынка пива удерживают именно частные производители. Микрофирмы вместо агрессивной рекламы вкладываются в особый подход, позволяющий производить более интересные сорта, чем у стандартных коммерческих компаний, за счет сочетания традиционных и новаторских ингредиентов.

нумерация-мал.pngОткрытие


Чтобы не ударить в грязь лицом, накануне старта владельцы максимально запаслись сортами пива. К традиционным видам рекламы в журналах, газетах, на радио и ТВ решили не прибегать. Вместо этого подключили «сарафанное радио», оповещая томичей через знакомых и друзей в соцсетях.

 — Честно говоря, мы боялись, что никто не придет. Днем официального открытия назначили четверг, и в итоге за три дня пришло столько покупателей, что распродали практически все, что было припасено. Бармен в воскресенье прислал грустную фотографию опустевших холодильников, где вместо 150 сортов пива осталось всего 13 наименований! А мы уже ничего не могли привезти, потому что в утро выходного дня поставщики не работали.

На первых порах, пока бизнес не окреп, бар старался закупать пиво у дистрибьютеров по льготной цене. Тем более что в бутылке с никому не известной маркой могло оказаться что угодно.

— Несколько томских компаний являются официальными дистрибьютерами какого-либо большого завода, пивоварни, либо московского поставщика. Но большинство маленьких пивоварен в дистрибуцию не включены. Нам приходилось напрямую связываться с их владельцами, и они присылали по паре ящиков свежего сорта. Крафтовые пивоварни тогда возникали стремительно одна за другой, и мы, считая, что разбираемся в пиве, взяли на себя смелость не везти в Томск все подряд, а на этапе дегустации отсекать те продукты, которые были элементарно невкусно или некачественно сварены.

Это заботливое и честное отношение к покупателю, ведь если ему советуют: «Возьмите — крафтово ведь модно!», а на деле в бутылке оказывается «шмурдяк», ответственность за него несет не только пивоварня, но и мы сами. Стыдно такое продавать. Очень полезной тогда оказалась социальная сеть для любителей пива Untappd, в которой регистрируются все сорта, — отзывы оттуда от многих пивных конфузов нас уберегли.

нумерация-мал.pngПро доступность


Для неискушенного человека крафт отличается от обычного пива прежде всего стоимостью. Продукция маленьких пивоварен дороже, чем обычные коммерческие напитки, изготовленные известными компаниями-гигантами. С другой стороны, создатели и продавцы крафта пытаются доказать, что пиво — такой же благородный напиток, как и вино, с не менее богатой культурой употребления. Поэтому истинные ценители крафта заведомо готовы за него платить чуть больше.
 
— Поначалу мы пытались выбрать оптимальную для нас ценовую категорию напитков. В первые дни работы самой дорогой бутылкой в наших холодильниках был крутой шотландский стаут за 500 с небольшим рублей. Смеялись тогда: будем один ящик продавать год или справимся за полгода? А его раскупили за две недели! Сейчас люди порой готовы отдавать до 2 500 рублей за редкую бутылку от ведущей пивоварни мира, но высокие ценники — это во многом проблема дистрибьютеров, ведь если пиво у столичного поставщика стоит больше 700 рублей, то с учетом логистики в Сибирь и наценки оно будет стоить минимум в полтора раза дороже и станет немногим по карману. В течение 2018 года почти все поставщики автоматически заявили о повышении цен, некоторые сорта подорожали на 5 %, а какие-то сразу на 40 %.

В экономике обычных ресторанов дорогое пиво не делает большую прибыль, поскольку российский потребитель не готов выкладывать 350-400 рублей за кружку напитка, который он считает неблагородным и непрестижным. Но в крафтовых барах эта логика не работает. — У нас в баре работает такая система: все пиво «с собой» продаем по обычной магазинной цене, но если хотите выпить на месте — просто прибавьте 50 рублей к абсолютно любому ценнику. Наверное, теряем в прибыли, могли бы зарабатывать больше, но так честнее и правильнее: мы делаем любое пиво доступным для гостей бара и стараемся держать максимально низкие цены.

нумерация-мал.pngПро консерватизм


Казалось бы, потенциальные любители крафта всегда готовы платить несколько больше за редкие марки пива и поэтому подобные заведения должны отличаться богатой выручкой. На деле все гораздо сложнее. Клиенты бара делятся на консерваторов и тех, кто любит пробовать новое. К первым относятся именно те, у кого водятся деньги, в основном это представители старшего возраста. А новаторы, интересующиеся оригинальными сортами пива и следящие за трендами, — это молодежь, у которой денег не так уж много.

— Клиенты старших возрастов опасаются экспериментов с новинками. В своем советском прошлом они привыкли, что у нас в стране пиво бывает лишь «Жигулевское», а из-за доступности командировок в дружественные Советскому Союзу Чехословакию и ГДР считалось, что лучшее пиво именно там. Поэтому, приходя к нам, они часто просят чего-то такого же по вкусу. Мы предлагаем: «Ну вы хотя бы отведайте что-то иное». Отвечают: «Нет, дайте нам… пшеничное нефильтрованное светлое». И переубедить их крайне трудно, лишь один из десяти представителей старшего поколения потом приходит, чтобы купить какой-нибудь полюбившийся крафт. Остальные требуют снова «что-нибудь традиционное».

Цифра


Во сколько обошлось открытие?
Открытие магазина «Про Крафт» обошлось его создателям в скромную сумму — немногим более 500 тысяч рублей. Предполагалось, что как только полностью окупятся инвестиции, ребята вернутся к вопросу об открытии бара. Магазин окупился за четыре месяца, и через следующие шесть месяцев открылось одноименное заведение на улице Розы Люксембург.

нумерация-мал.pngПро разнообразие


Чем притягателен мир крафтового пива? — все его разновидности попробовать просто невозможно. Фруктовые и ягодные, овощные и пшеничные, сладкие, кислые и горькие, шоколадные и кофейные, перцовые и цветочные. Маленькие пивоварни по всему миру готовят столько удивительных сортов, что достать интересную марку часто проблематично.

— В России тоже есть несколько производителей, которые не боятся экспериментов, и они невероятно популярны. Люди любят крафт за то, что он регулярно предлагает что-то новое, да и от нас посетители ждут интересные сорта чуть ли не еженедельно. Многие постоянно экспериментируют, пробуют новое, но у них обязательно есть несколько любимых на всю жизнь сортов, к которым они время от времени возвращаются.

Однако у большинства российских потребителей сформировалось снисходительное отношение к пиву — как к «проходному», нестатусному продукту. Качество коммерческого пива крупных пивоваренных компаний тоже не способствует большой любви, и поклонники крафта осуждают «конвейерный подход».

— Коммерческая составляющая такого продукта ставится во главу угла, многие работают исключительно ради получения прибыли, и не всегда это положительно сказывается на вкусе напитка. Крафтовые производители, начиная свое дело, чаще всего руководствовались идейными соображениями, например желали сварить интересное пиво, максимально приближенное к тому, которое варят, например, в Бельгии. Конечно, нельзя отрицать, что крафтовое пивоварение — прибыльное дело, но обогатиться так, как это происходит у компаний-гигантов, известных на весь мир, ремесленные пивоварни не могут. Кстати, маленькие пивоварни любят развлекаться не только со вкусом своих напитков, но и с названиями продукта. «Высокомерный ублюдок», «Трусики стриптизерши», «Мертвый парень»... 

нумерация-мал.png«Тайная вечеря»


Все крафтовое пиво перепробовать невозможно хотя бы потому, что это банально дорого. Напитки с самым высоким ценником по понятным логистическим причинам приплывают к нам из США. Но что может остановить настоящего фаната, ищущего совершенный или необычный вкус? Поэтому в «Про Крафте» организовалась компания гурманов, которые раз в месяц собираются в условленное время, чтобы скинуться на какую-нибудь дорогущую бутылочку пива и распробовать ее, делясь впечатлениями от диковинки.

— Для подобных встреч мы придумали рубрику «Пивная культура»: я привожу какое-нибудь очень редкое пиво, которое попробовать в обычной жизни невозможно. Завозить его в магазин крупными партиями на продажу невыгодно — слишком дорогое, зато, когда вас 8-10 человек, можно купить его совместно. Мы собираемся вместе, обычно в воскресенье, чтобы без суеты попробовать и обсудить вкус. Иногда на встречу приносим и свои раритеты из домашней коллекции. 
Впрочем, войти в тесный кружок ценителей и стать участником «Пивной культуры» может любой желающий — достаточно подписаться на их группу в соцсетях. Как правило, за неделю до собрания там появляется информация о том, какое сокровище будет дегустироваться.

нумерация-мал.pngПро девочек


Любому известно со студенческих времен — девушки пиво не любят. Но создатели «Про Крафта» отважились разрушить этот стереотип самым коварным способом — стали привозить в Томск… вкусное пиво. Для завлечения использовали вишневые сорта, а затем задействовали все ароматы фруктово-ягодного спектра.
 
— Бельгийское пиво со вкусом вишни, малины, персика, черной смородины пользуется у девушек большой популярностью, но они любят также и оригинальные виды сидра. Как-то раз мы впервые привезли 30-литровый кег яблочно-арбузного сидра и опубликовали анонс его появления у нас в соцсетях. За неполных три часа его выпили подчистую. И ведь еще в этот день приходили люди, огорчались: вроде торопились попробовать, а не успели.

Но среди любительниц пива встречаются и хардкорные девчонки, которые не признают мягких тонов, выбирая сорта покрепче. Многие из них предпочитают крепкое пиво с серьезной хмелевой горечью, которое не каждый парень-то сможет пить. А некоторым «покорился» и невероятно крепкий 26-градусный вымороженный айсбок. Сейчас среди персонала «Про Крафта» девушек нет, и об этом создатели заведения немного сожалеют.

— Что ни говори, а девушка в баре — это всегда приятно глазу. Вокруг них сразу оживает обстановка, и остальной персонал начинает больше следить за своим внешним видом и чистотой на рабочем месте. Одна из наших сотрудниц стажировалась в баре четыре месяца и за это время сумела завоевать сердца клиентов тем, что разбиралась в пиве не хуже мужчин. Парням казалось невероятным, но она действительно могла утереть нос многим, говоря о разных сортах. Но в баре иногда требуется, например, таскать 40-килограммовые пивные кеги. Однако здесь нет особой проблемы — наши ребята всегда рады помочь в этом. 

нумерация-мал.pngПро миссию


Создатели «Про Крафта» не скрывают, что своей деятельностью они доказывают — пиво такой же благородный, дорогой и самостоятельный продукт, как вино или крепкий алкоголь хорошей выдержки. — Отрадно, что пивная культура вокруг все-таки растет. Людей надо научить разбираться в пиве, мы им в этом помогаем. Но вообще сюда вначале идут за крафтом, а затем получают общение. Нашим барменам доверяют, они могут посоветовать что-то полезное гостю, поговорить с ним. Мы душевное предприятие. Когда организовывались, ставили целью создать место, комфортное для таких, как мы, — с непринужденной обстановкой, без лишней скованности. Здесь собираются, чтобы расслабиться в кругу таких же ценителей пива. Мы любим, когда есть тусовка и вокруг тесно. К тому же приятно, если сажаешь за один стол восемь совершенно незнакомых между собой людей, а уже через час это восемь прекрасно общающихся друзей.

Оставить комментарий: