Мелким шрифтом о главном: как томичей учили правильно читать договор

Рубрика: Мероприятия
Июнь 14, 2018 Просмотрено: 556 Лиза Потомская
Мелким шрифтом о главном: как томичей учили правильно читать договор

туризм.png
Место


Гипермаркет «Стройпарк», ул. Пушкина, 59

9 июня 2018 г.



Пока Томск готовился к легкоатлетическому марафону, Региональный центр финансовой грамотности провел акцию «Мы читаем договор» для посетителей гипермаркета «Стройпарк». Место было выбрано неслучайно: ежедневно сюда приходят сотни людей, чтобы совершить покупки и при этом не потратить слишком много. Самая что ни на есть целевая аудитория центра.

Волонтеры просили посетителей гипермаркета заполнить анкеты на тему защиты прав потребителей финансовых услуг. Участников спрашивали о размере страховых выплат в случае банкротства банка, способах обезопасить покупки в интернете, стоимости процедуры банкротства физлиц.

Также в анкете был вопрос, куда жаловаться в случае нарушения прав потребителей финансовых услуг. Но главное — волонтеры проверяли, насколько томичи внимательно читают документы, особенно подписи мелким шрифтом внизу.

коллаж1.jpg


Далеко не все посетители были готовы потратить несколько минут на опросник, а зря. Результаты показали, что в знаниях горожан на тему финансовой грамотности есть серьезные пробелы. Не говоря уже о том, что большинство не читает мелкий текст внизу, а ведь при заключении реального договора эта оплошность может обернуться кучей проблем.

Из 130 человек, заполнивших анкеты, лишь 46 % (60 человек) прочитали условия договора, специально напечатанные мелким шрифтом внизу страницы. При этом лишь 11 человек из этих 60 ответили на все вопросы анкеты верно. Те же, кто не обратил внимания на текст внизу, показали и вовсе печальный результат — только три человека ответили без ошибок. Выходит, из 130 участников акции всего 14 прошли несложный тест.

— Целью акции было задать простые вопросы на тему защиты прав потребителей финансовых услуг, коими мы все являемся, — прокомментировала итоги акции эксперт Регионального центра финансовой грамотности Томской области Татьяна Боровская.

— Мы хотели напомнить о том, что люди могут защитить свои права как потребители финансовых услуг, а заодно узнать, в курсе ли они, куда обращаться при возникновении проблем. Однако из перечня ответов томичи чаще всего выбирали суд и Роспотребнадзор, хотя в данный список также входят финансовый омбудсмен, Центробанк РФ, общества защиты прав потребителей.

коллаж2.jpg

По словам эксперта, не все участники акции смогли ответить на вопрос, в каком размере Агентство по страхованию вкладов (АСВ) возмещает средства гражданам в случае отзыва лицензии у банка (верный ответ — 1,4 миллиона рублей).

— Некоторые даже не знали, что такое АСВ, часть людей отвечала, что средства не застрахованы, хотя после отзыва лицензий у ряда банков эта аббревиатура должна быть на слуху, — отметила Татьяна Боровская.

— Удивили нас результаты опроса о стоимости процедуры банкротства физических лиц. Большинство опрошенных были уверены, что делается это бесплатно, хотя весь комплекс мер, которые необходимо пройти человеку, чтобы стать банкротом, будет стоить свыше 30 тысяч рублей. Люди сильно удивлялись, узнавая реальную цену. О чем это говорит? Некоторые набирают кредиты, даже не думая их отдавать, и надеются в случае чего выкрутиться за счет банкротства. Которое, как они считают, будет бесплатным, но это не так, — подчеркнула эксперт РЦФГ.

То, что больше половины респондентов проигнорировали мелкий шрифт в анкете, — еще один «маркер» недостаточной финансовой просвещенности. 

— В анкете было два поля, где участники должны были поставить галочки. Первое — согласие на обработку персональных данных, а второе — согласие с правилами акции «Мы читаем договор», —  пояснила эксперт.

— Наши волонтеры просили поставить две галочки и расписаться. И большинство людей, не задумываясь, делали это. Хотя мелким текстом внизу было указано, что, ставя галочку во втором поле, участник добровольно отказывается от приза. Вот так мы показывали людям, что нужно быть внимательными при заполнении любых подобных бумаг.

коллаж3.jpg
 
Подобные акции организаторы намерены проводить как можно чаще, чтобы стимулировать томичей к финансовой грамотности. Следующее мероприятие пройдет в ближайшее время.

Оставить комментарий: