Задать вопрос

Деньги на съедобной рассаде: как подняться на микрозелени

14.07.2020
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Андрей Жарков начал заниматься микрозеленью в 2017 году. В России на тот момент это направление было уже популярным, а в Томске он одним из первых принялся за него. Как развивался бизнес, сколько вложений потребовал и удалось ли выйти на прибыль, рассказываем в нашем материале.

Досье:

37 лет. Окончил Томский политехнический университет по специальности «Теплоэнергетика». С 2010 года возглавляет компанию «ПроектХолод», которая занимается монтажом, поставками и обслуживанием холодильного оборудования и кондиционеров. «Микрозелень» — второй, дополнительный бизнес.
Андрей Жарков Андрей Жарков


Два листика и маленькая ножка размером в полтора сантиметра — именно так выглядит обычная «микрозеленая единица». Один такой малыш стоит от 2 до 6 рублей и живет в срезанном виде от 5 до 14 дней, в зависимости от сорта. Помимо эстетической ценности (сегодня украшать микрозеленью свои блюда предпочитают самые крупные и модные представители общепита по всему миру) такие росточки несут в себе большую пользу. Например, в сравнении с созревшим аналогом краснокочанная капуста в виде микрозелени содержит в 6 раз больше аскорбиновой кислоты, в 40 раз больше токоферола (витамин Е) и в 69 раз — витамина К1. То же самое, только с оговоркой на количество витаминов, можно сказать и о других видах ростков.

100 тысяч на всё


— Начинали мы с одного лотка для выращивания. В 2017 году, когда еще никто и не думал о подобном бизнесе, мой друг показал мне установки для выращивания микрозелени. Их производила одна томская компания, открывшаяся под крылом особой экономической зоны. Ребята продавали их по всей России и миру, там потребность в них уже была довольно высокой, но в Томске этим еще никто не занимался. Я сразу понял, что нужно браться за этот проект.

На первом этапе мне помогал товарищ. С меня были деньги, с него — технический ум, чтобы отладить процесс. Все необходимое для запуска производства, в том числе первые две установки, мы купили примерно за 100 тысяч рублей. Окупилось все не сразу. До сих пор мы практически все заработанное вкладываем в развитие. На данный момент у нас 8 установок.

Семена:

— 80 % семян, что мы используем, — это импортные, европейские семена. Цены на них сейчас достаточно высокие. Например, один килограмм семян базилика стоит от 8 до 10 тысяч рублей, кресс-салата — до 3 тысяч, амаранта — от 4 до 7 тысяч. Но есть культуры, цена на которые доходит до 70-100 тысяч рублей за килограмм. Например, лемонграсс. Мы его недавно приобрели. Будем пробовать выращивать. Его многие любят добавлять в чай.В каждой семечке заложены все микро- и макроэлементы, необходимые для прорастания зернышка до двух листочков. Для дальнейшего роста растение уже начинает брать силы из грунта и атмосферы. Мы срезаем росток на этапе, когда он еще наполнен внутренними силами, на него еще не оказали влияния экология, среда и т. д. Он чист и идеален. Настоящий золотой росток.  

Сколько можно заработать?

— Несмотря на то, что популярность микрозелени сегодня растет, назвать это направление высокоприбыльным я не могу. Во-первых, возможности Томска достаточно ограничены, транспортировать наш товар в другие города нет смысла — там рынок уже давно поделен. Во-вторых, конкуренция, которая сегодня появилась и в Томске, тоже не дает задирать цены. Сначала, когда мы были единственными, пробовали играть с ценообразованием, но быстро поняли, что это не вариант на фоне растущего рынка. Сейчас маржинальность нашего продукта на грани низкой и средней. Поэтому мы приняли решение зарабатывать на уменьшении себестоимости, наращивая объемы производства. Я считаю, мы неплохо в этом направлении продвинулись.

Изначально основным рынком сбыта мы видели для себя только общепит. Доводы были простые: они будут брать регулярно и много. Через какое-то время поняли, что практически достигли потолка в деле поиска новых клиентов — сегодня мы поставляем микрозелень в 44 точки общественного питания в Томске. В связи с этим мы решили искать потребителей среди горожан, которые будут использовать нашу зелень для приготовления блюд дома. Для этого запустили инстаграм, создали там каталог, организовали доставку. За год у нас появилось около 50 постоянных клиентов.

На фоне пандемии коронавируса у компании начался новый виток развития. Объем закупа ресторанов резко упал, что вынудило искать способы стать ближе к массовому потребителю. Весной мы зашли в небольшие сети. Наши росточки стали продаваться в магазинах «Зерно», «Ежевика», «Изюминка». Если говорить в общем, то до пандемии мы стабильно производили 50-100 килограммов ростков в месяц, при этом одна единица может весить всего около грамма. На начало марта, помню, у нас в работе было около 1,3 тысячи лотков с ростками (каждый размером 10х15 см). Сейчас объем сократился. Надеемся, временно.

В крупные сети пока не выходим — есть три факта, которые пока останавливают нас. Микрозелень — продукт новый для массового потребителя. Второе — он скоропортящийся. Третье — достаточно дорогой. Масла в огонь добавляет и четвертый факт: для нас очень важно качество производимого нами продукта. А для сетей на первом месте цена. Этого я, как директор, допустить не могу. Поэтому пока мы точно не появимся в крупных сетях.

Сейчас очень важно набраться опыта в розничных магазинных продажах. Хотим посмотреть, какие культуры самые продаваемые, как вообще клиент покупает, насколько сильно будет влиять сезонность на продажи, ведь летом дешевле и проще покупать укроп с грядки. Все это нужно анализировать в комплексе. Пока так. Мы никогда не рекламировали наш товар. Ведем инстаграм, часто встречаемся с крупными покупателями лично. Все это работает лучше, чем любые баннеры на дорогах. Довольные клиенты сарафанным радио передают нас своим друзьям, коллегам. Я, правда, считаю, что продает человеку только человек. Личное общение с клиентами очень многое дает. Помню, когда мы начинали, я встречался с каждым шефом томских заведений. Каждому рассказывал и показывал наши продукты. Это очень помогло тогда, помогает и сейчас. Мы частенько на личных встречах презентуем новинки, предлагаем что-то новое. 

Как используют микрозелень в ресторанах?


— В 80 % случаев она выступает в качестве декора. Некоторые добавляют ее в состав «зеленой части» в салаты, но таких примеров немного, даже несмотря на то, что это очень вкусно.

Каждая культура имеет свой характерный вкус. Микроросток идентичен по вкусу продукту. Росток подсолнечника вкусом и ароматом сильно напоминает семечки и пахнет подсолнечным маслом. То же самое рукола, брокколи, редис — все они как будто концентрат их основного продукта. Самый интересный по вкусу амарант, как мне кажется. Он напоминает сушеную свеклу, только сочную. Вообще, вся микрозелень очень интересная по вкусу. Даже обычный салат лолло-росса в виде микростебля может удивить. 

Ассортимент

«Микрозелень» сейчас продает около 40 видов культур: от понятных и известных подсолнечника, руколы, брокколи до экзотического лемонграсса, арахиса, лебеды и щавеля.

— Планируем наращивать продуктовую линейку. С апреля мы запустили в производство проростки. В будущем хотим попробовать производить витграсс (сок из ростков пшеницы). У нас давно назревает потребность в сайте, чтобы дать возможность нашим потребителям заказывать продукты онлайн.

Кстати, если говорить об экзотике, недавно мы начали выращивать съедобные цветы. Их с удовольствием раскупают рестораны и домашние кондитеры. Цены на них, конечно, кусаются, но в целом рынок хорошо воспринял этот товар.

Читайте также